Транспорт для охоты

 Дата публикации: 5 апреля 2014

Для доставки (и вывозки) охотника, снаряжения и оборудования на охотничий участок, а также для других работ используют наземный, водный и воздушный транспорт. Воздушный транспорт для охоты, в первую очередь вертолет, является универсальным видом транспорта, способным в короткий срок и в любую точку доставить (и вывезти) груз. Однако арендная плата его чрезвычайно высока, занимает высокую долю в себестоимости охотничьей продукции. Использование самолета обходится в несколько раз дешевле, но ограничивается протяженностью взлетно-посадочной полосы, поэтому его относительно широкое применение возможно лишь в тундровой и лесотундровой зоне. В таежной зоне иногда в качестве взлетно-посадочной полосы используют реки и озера, если они расположены недалеко от охотничьих баз, а авиасредства переоборудованы для работы в гидрорежиме (поплавки).

Наиболее дешевый транспорт для охоты - водный, хотя его применение ограничивается сезоном года, судоходностью реки. По многим рекам из-за порожистости и мелководья невозможно пройти даже на моторной лодке. Современные надувные моторные лодки грузоподъемностью до 1 т используют редко. При столь значительной грузоподъемности они имеют малую собственную массу, всего несколько десятков килограммов. Один охотник способен перегрузить и перетащить такую лодку через порог за короткий срок, не применяя никаких приспособлений. Но использование надувных моторных лодок ограничивается их небольшой прочностью (малый срок службы) и высокой стоимостью; кроме этого, они крайне редки в продаже.

Водные транспортные средства для охоты - это главным образом моторные лодки (металлические и деревянные); наиболее широко используются мотолодки. Промысловые хозяйства имеют самоходные баржи, буксирные катера, несамоходные плашкоуты.

Система машин специально для охотничье-промысловых работ пока не разработана; чаще всего используется в качестве базовой системы комплекс наиболее соответствующих промысловой обстановке транспортных и иных средств механизации.

Транспорт для охотыТранспорт для охоты

Транспорт для охотыТранспорт для охоты

Транспорт для охотыТранспорт для охоты

Наземный транспорт на охоте

В охотничьем хозяйстве применяют колесный, гусеничный, специализированный (снегоходы).

Наиболее дешевый транспорт колесный, используемый при наличии дорог. В охотничьем хозяйстве чаще применяется транспорт повышенной проходимости. Однако его возможности ограничены отсутствием даже самых простых дорог в охотничьих угодьях, большим снежным покровом. Гусеничный транспорт значительно выше по проходимости, но и его применение ограничивается переувлажненными почвами, реками и отсутствием переправ. Из-за невысокой скорости снижается мобильность вездехода. Диапазон использования этого вида техники значительно расширяется во второй половине зимы, при промерзании почвы, значительном утолщении льда на реках и озерах.

На небольших расстояниях используют легкие снегоходы с учетом их незначительного автономного хода, небольшой грузоподъемности. Для успешного их применения необходима предварительная заброска ТСМ на участок охоты, чтобы при каждом рейсе не возить с собой запас горючего. Это универсальный охотничий транспорт, не требующий специальных дорог, из-за малого удельного давления его выдерживает даже тонкий лед. Ограниченные моторесурсы, дороговизна использования не сдерживают использование индивидуальных снегоходов в промысловых условиях. Индивидуальная эксплуатация, автономность, широкий диапазон использования делают снегоход наиболее приемлемым для северных промысловых регионов страны.

Транспортные средства для охоты подразделяются на наземные, водные, воздушные. Наземные, в свою очередь, - на рельсовые и безрельсовые. Безрельсовые (по системе двигателя) - на колесные, гусеничные, на аэротяге (воздушный винт). Транспортные средства на воздушной подушке используются чаще на воде, но это не исключает их применения на земле.

Колесный транспорт обычен для дорог с улучшенным покрытием, а транспорт повышенной проходимости - для бездорожья, когда привод от двигателя идет на все колеса.

Гусеничный транспорт выпускают общего пользования: тракторы и тягачи разного класса, снегоходы только для езды по снегу, так как трущиеся о грунт детали не защищены от пыли и грязи. Консольно-шнековый транспорт применяется (в единичных, к сожалению, экземплярах) для работы в труднодоступной болотистой местности, где невозможно использование гусеничного транспорта. Здесь движитель выполнен в виде полых шнеков, по винтовой линии приварена стальная лента. При вращении винтовая лента, ввинчиваясь в поверхность болота, снега, воды, создает хорошее сцепление, полые шнеки поддерживают машину на плаву.

Механические транспортные средства в значительной степени вытеснили (во многом незаслуженно) использование в качестве тягловой силы животных: лошадей, оленей, собак. Являясь универсальным транспортом, все виды тягловой живой силы имеют и минусы: их нельзя оставлять без присмотра, нужна кормовая обеспеченность. Производительность живой тягловой силы более низкая, значительны затраты на ее содержание. Однако в связи с удорожанием ТСМ, запасных частей, техобслуживания и т. п. в отдаленных промысловых районах эффективность использования вьючно-санных животных достаточно велика. Этому способствует и развитие хозрасчета.

Снегоход для охотыСнегоход для охоты

Снегоход для охоты

Легкий снегоходный транспорт индивидуального пользования в несколько раз увеличивает производительность труда охотника на промысле. На самоловном промысле охотник до 80 % рабочего времени тратит на переходы от ловушки к ловушке и 20 % - на их проверку и установку. При использовании транспорта структура затрат противоположна. При лыжно-пешеходном промысле расстояние между избушками до 10 км. Это и есть дневной переход с проверкой самоловов. Снегоход позволяет увеличить расстояние ежедневного маршрута в охотничьих угодьях до 30 км, соответственно в несколько раз возрастает и участок, осваиваемый одним охотником. Без оснащения техникой охотнику невозможно вести сколько-нибудь крупномасштабные заготовки мяса диких копытных животных, так как в данном случае масса продукции выражается в тоннах и добычу в некоторых случаях необходимо вынести за десятки километров, что вручную физически неосуществимо. Следовательно, снегоходная техника индивидуального пользования не только увеличивает производительность в несколько раз, но и позволяет использовать природно-ресурсныи потенциал отдаленных и ныне малоиспользуемых угодий: это общее для целого ряда северных стран с обильным снежным покровом, где отсутствие соответствующего транспорта не позволяет иначе использовать биологические ресурсы дикой живой природы.

Снегоходы для охотыСнегоходы для охоты

Следует помнить, что снегоходная техника индивидуального пользования, в несколько раз увеличивающая возможности охотника в освоении охотничьих угодий, экологически полностью не безвредна. Снегоходы не ломают деревья и кустарники, не повреждают почвенный покров, тем не менее при определенной ситуации они могут наносить ущерб природе. Под уплотненным гусеницами снегоходов снегом температура почвы значительно понижается по отношению к участкам, где снегоход не проходил и снег не уплотнен. Температурный режим почвы нарушается, что отрицательно сказывается на растительном покрове под следом снегохода. В странах с большим парком снегоходной техники отмечено вредное влияние уплотняемого ими снега на больших площадях. Принимая во внимание это явление, следует в течение промыслового сезона на снегоходе пользоваться постоянным следом (путиком). Это облегчает езду и увеличивает моторесурсы двигателя.

Применение вариатора, отсутствие обычной коробки передач, использование в качестве поверхности движения рыхлого снежного покрова - все это обусловливает особенности вождения снегохода. Снегоходы относятся к транспортным средствам категории «А» (в том числе мотороллеры, мотоциклы, мопеды). К вождению снегоходов допускаются лица, имеющие права управления транспортными средствами этой категории.

Вариаторный ремень и диски вариатора выполняют роль не только коробки передачи, но и муфты сцепления, что обязывает водителя быть особенно внимательным к изменению режима работы двигателя, так как основные пробуксовки происходят при трогании с места, резком изменении оборотов двигателя, на максимальной скорости, при скорости менее 10 км с большой нагрузкой, с сохранением максимальных оборотов двигателя.

При движении с места обороты двигателя необходимо изменять плавно, скорость резко не увеличивать, а после длительной стоянки при низких температурах до 10 мин ехать на пониженной скорости для прогрева гусениц и масла в коробке реверса. Как правило, после длительной езды и последующей длительной стоянки при температуре воздуха ниже -20-30 °С прогретые ездой лыжи и гусеницы снегохода сильно примерзают к поверх ности; после запуска и прогрева двигателя необходимо раскачать снегоход и только тогда начинать движение. Дополнительные трудности создает для движения снегохода затвердевшее от мороза полотно гусениц.

При использовании прицепа, его необходимо перед началом движения освободить от примерзания: положительные результаты дает толчок прицепа снегоходом при движении задним ходом. При этом выбираются зазоры в сцеплении снегохода и прицепа. После этого реверс переключается для движения вперед, обороты двигателя следует резко увеличить для получения рывка, помогающего стронуть снегоход с места. Если движение началось, обороты двигателя снижают во избежание пробуксировки гусениц и ремня, затем постепенно увеличивают.

Хорошие результаты при трогании с места груза даст установка снегохода и прицепа на предварительно постланные ветки. В рыхлом снегу начать движение с тяжело груженным прицепом без такой подготовки почти невозможно, а уложенные ветки позволяют использовать прицеп с грузом до 500 кг. В случае задержки в пути (при транспортировке груза) необходимо для остановки подбирать участок с уклоном по пути следования. При такой ситуации снегоход без затруднения начинает движение с прицепом.

Управление снегоходом

Управление снегоходом отличается от управления другими транспортными средствами, включенными в категорию «А». Если при повороте на мотоцикле водитель вместе с машиной наклоняется внутрь поворота соответственно скорости и радиусу поворота, то при выполнении этого маневра в рыхлом снегу на снегоходе водителю необходимо перенести массу тела на подножку со стороны центра поворота; на льду, дороге и т. д., где сцепление лыжи недостаточно, необходимо увеличить нагрузку на нее, перенеся массу тела вперед, ближе к рулю. Так же поступают при преодолении подъемов. Выполнение поворота на дорогах, льду с грузом требует от водителя особой осторожности. Прицеп с грузом имеет такую же, а иногда и большую массу, чем снегоход. При отсутствии тормозов он легко скользит на повороте, слабоуправляемый или не управляемый вообще, легко опрокидывает снегоход, ломает прицепной крюк на нем. Поэтому на плотной дороге все повороты следует выполнять на минимальном режиме работы двигателя. При транспортировке прицепа с грузом по прямой укатанной дороге необходимо учитывать, что при резком снижении оборотов двигателя снегоход значительно быстрее гасит скорость, чем прицеп. Последний, накатываясь, разворачивает снегоход и так же, как и при повороте, может сломать прицепной крюк и опрокинуть машину. Поэтому торможение осуществляют только медленным снижением оборотов двигателя. В случае накатывания прицепа и разворота снегохода необходимо резко дать газ, при этом руль повернуть в сторону, противоположную развороту, и затем погасить скорость.

Снегоход при движении вдоль склона находится в наклонном положении, что вызывает его сползание. Для предотвращения этого охотник переносит массу тела на гусеницу (вверх по склону). Транспортировать прицеп в таком случае чрезвычайно сложно: он стремится скатиться, движется всегда под углом к снегоходу и разворачивает последний вверх по склону. Поэтому склоны лучше преодолевать под прямым углом. При необходимости путик по склону необходимо выровнять так, чтобы снегоход во время движения находился в горизонтальном положении и не скатывался набок по уклону.

Езда на снегоходе в сложных условиях

Езда по рыхлому и глубокому (более 50 см) снегу требует от водителя особого внимания. Необходимо поддерживать постоянную, достаточно высокую скорость, не делать резких поворотов. Снегоход движется в рыхлом снегу с наклоном назад, как будто поднимается в гору. Нагрузка на лыжу падает, мотонарты не слушаются управления, что вынуждает водителя перемещаться ближе к рулю. Чем выше скорость, тем меньше осадка в снегу, транспорт принимает более горизонтальное положение, уменьшается сопротивление, сокращается расход топлива. При глубине рыхлого снежного покрова в 70 см и более технические возможности снегохода снижаются, невозможно буксировать прицеп и даже перевозить пассажира. Учитывая значительную сложность езды по рыхлому глубокому снегу, рациональнее готовить постоянные путики. Если же в таких условиях приходится готовить новый путик, целесообразно предварительно пройти его на лыжах. При возвращении назад лыжню надо прокладывать рядом с первой. Затем проехать без пассажира и прицепа. Только после такой подготовки снегоход можно использовать для буксировки прицепа и перевозки пассажира.

В случае снижения скорости движения без снижения оборотов двигателя при езде в оттепель (по рыхлому влажному снегу) следует остановиться и несколько раз проехать по уже проторенному следу (насколько это возможно) назад и вперед. Такое мероприятие в большинстве случаев помогает освободить ходовую часть снегохода от уплотненного влажного снега, мешающего движению вплоть до полной остановки машины.

Положение осложняется, если снегоход попал на снег, под которым находится вода. Снег, пропитанный водой, на первых же метрах забивает ходовую часть, и снегоход теряет скорость. В такой ситуации лучше всего развернуться на старый след и быстрой ездой освободить ходовую часть от мокрого снега. Остановки до освобождения ходовой части от снега нецелесообразны.

Во всех случаях езды с перегрузками нельзя допускать пробуксовку ремня, вызывающую его перегрев и быстрое разрушение. Вариаторный ремень служит в несколько раз дольше, если подобрать другой клиновидный ремень, внутренний размер которого соответствует внешним размерам вариаторного ремня. В таком случае второй ремень, установленный сверху на штатный, служит его продолжением. Увеличивается площадь соприкосновения ремня и вариаторных шкивов, соответственно возрастает и сила их сцепления, а пробуксовка и нагрев снижаются. При этом сохраняется гибкость одинарного ремня, так как на сгибание при вращении уходит значительная часть мощности двигателя.

Во всех случаях езды на снегоходе водитель должен помнить о том, что снег сильно маскирует препятствия, в том числе овраги, - падение вместе со снегоходом может стоить жизни водителю.

Водный транспорт для охотыВодный транспорт для охоты

Водный транспорт для охоты

К маломерным судам относятся в первую очередь портативные и надувные лодки 1-го и 2-го типов согласно определений «Типажа прогулочных судов».

Такие лодки можно использовать в закрытых водоемах не далее 500 м от берега, при силе ветра до двух баллов и высоте волны до 25 см. Грузоподъемность портативных, выпускаемых нашей промышленностью, лодок до 300 кг, надувных - до 1000 кг.

Гребные и моторные лодки типа 2, 3, 4, 5 и 6 подразделяются следующим образом:

  • типы 2, 3 и 4 можно использовать до 1 км от берега, при силе ветра до двух баллов и высоте волны 25 см;
  • типы 5 и 6 допускается использовать на удалении от берега до 3 км, при силе ветра до трех баллов и высоте волны 0,5 м.

Грузоподъемность существующих в стране типов не превышает 600 кг; катера типов 7 и 8 используют на удалении от берега до 5 км, при силе ветра до пяти баллов и высоте волны до 1,25 м.

Требования, предъявляемые к плавсредствам, являются основой безопасного их использования для промысловых охотников.

Исходя из конкретных условий использования, плавсредства необходимо подбирать в соответствии с условиями безопасности, определяемыми техническими данными плавсредств и характеристиками водоемов. При этом необходимо учитывать объем перевозимого груза, осадку судна и его грузоподъемность, глубину и характер водоема плавания, период использования плавсредств. Маломерные суда используют и как грузовой транспорт, поэтому важен правильный выбор водоизмещающего типа.

Глиссирующие суда требуют мощные двигатели и значительный расход топлива. При одинаковом водоизмещении автономность плавания у глиссирующего судна в несколько раз меньше.

Для глиссирования судна водоизмещением 2-3 т необходим двигатель 11000 Вт, потребляющий топлива до 30 кг/ч. При плавании в наиболее типичном для охотника режиме при неизменной нагрузке и цельнометаллической лодке требуется двигатель мощностью, как минимум, 8700 Вт, обеспечивающий судну скорость до 15 км/ч при расходе топлива до 4 кг/ч.

На моторных лодках используют подвесные и стационарные бензиновые двигатели. Каждый из типов имеет определенные недостатки и преимущества. Следует ориентироваться при выборе типа на условия данного промыслового района.

Подвесные двухтактные двигатели отличаются малой массой, отсутствием специального монтажа движителя, удобством обслуживания, легко снимаются для профилактики и ремонта. В то же время они имеют существенные недостатки - повышенный расход топлива, незначительные моторесурсы, повышенную возможность остановки при плавании на волне из-за забрызгивания и заливания водой.

Стационарные двухтактные бензиновые двигатели имеют такие же недостатки, что и подвесные двухтактные: повышенный шумовой эффект, высокий удельный расход топлива, сравнительно незначительные моторесурсы. Характеризуются определенными сложностями монтажа двигателя.

Стационарные четырехтактные двигатели отличаются значительно меньшим расходом топлива, низким шумовым порогом и повышенными моторесурсами. Эти преимущества значительно выше у дизельных двигателей. Недостатки - сложность монтажа, неудобство обслуживания, повышенная масса всей конструкции. Эксплуатация лодок и катеров со стационарными двигателями в значительной степени усложняется на мелководье, при каменистом и порожистом дне, в водоемах, засоренных полузатонувшими деревьями (из-за высокой возможности поломки винта и сложности его ремонта).

Управление водным транспортом

Принимая во внимание повышенную опасность при пользовании плавательными средствами на охоте, необходимо выходить в плавание только на технически исправном судне, полностью обеспеченном необходимым снаряжением и зарегистрированном в судоходной инспекции. Необходимо строго соблюдать технику безопасности. Все части стационарных двигателей, находящихся в движении, должны иметь ограждения, исключающие несчастный случай. Перед запуском подвесного мотора необходимо убедиться в прочном закреплении его на транце. При запуске двигателя шнурком категорически запрещается наматывать последний на руку, так как в случае раннего зажигания может произойти «обратный» удар.

Небольшие размеры моторных лодок и катеров требуют тщательного размещения груза и людей, чтобы не допустить крена. По этой же причине перемещаться по лодке необходимо с большой осторожностью, не выпрямляться во весь рост и придерживаться других пассажиров, груза или сидений. Прохождение поворотов требует особой осторожности, необходимо сбавлять скорость, не допускать опасного крена судна. При загрузке необходимо сначала уложить груз, затем разместить пассажиров, разгрузка - в обратном порядке. Последним выходит рулевой, но садиться он должен первым. При загрузке необходимо учитывать глубину, чтобы предотвратить осадку судна на грунт и обеспечить свободный отход от берега.

При подходе к берегу (причалу) следует погасить скорость. Необходимо помнить, что нагруженное судно имеет большую инерцию и при повышенной скорости причаливания возможно его повреждение.

Становятся на якорь вне судового хода на небольшой глубине, в защищенном от ветра месте. Для обеспечения надежной стоянки якорный канат должен быть в 3-4 раза длиннее глубины, где остановилось судно.

Необходимо чрезвычайно осторожно подходить к идущему параллельным курсом другому, более крупному судну, так как лодка может быть притянута волной к его борту и опрокинута. Совершать обгон такого судна на моторной лодке следует по этой же причине на большом расстоянии (при попадании в кильватерную струю лодка теряет управляемость). В то же время при обгоне нельзя близко подходить к берегу, так как крупным судам сопутствует сильная придонная волна, оголяющая дно на мелководье, где лодка может сесть на мель или может быть опрокинута следующей волной.

При движении по рейду необходимо особенно внимательно следить за плывущими предметами, даже будучи небольших размеров они представляют серьезную опасность для моторной лодки. Нередко подводную часть такого предмета не видно; при ударе о него может срезать штифт гребного винта; при потере хода можно попасть под более крупные суда, так как маневр и торможение их хода происходит очень медленно. При попадании на плывущий предмет больших размеров возможно опрокидывание лодки. Моторная лодка может быть опрокинута при езде вдоль даже небольшой (высотой до 30 см) волны.