Леса в нашей стране занимают более миллиарда гектаров, что составляет четвертую часть всех лесных ресурсов мира. А лес, как известно, является основным местом обитания диких животных. Поэтому естественно, что Россия занимает первое место в мире по запасам охотничье-промысловой фауны. Наши меха не имеют конкурентов.
Лес и его обитатели являются всенародным достоянием. Использование этих богатств должно быть очень рациональным. Для удовлетворения нужд народного хозяйства в древесине ежегодно вырубается по главному пользованию более двух миллионов гектаров лесов. При такой значительной вырубке могут быть существенно затронуты интересы охотничьего хозяйства, особенно в северных и восточных районах страны, где вырубки ведутся более интенсивно.
Охотхозяйство
К сожалению, следует отметить, что при отводе лесосек и рубке леса не все еще делается для сохранения мест обитания охотничье-промысловых животных, хотя в этом отношении работники лесного хозяйства и лесной промышленности могут и должны сделать многое. Так, например, в правилах рубок, в наставлении по отводу лесосек не предусмотрено сохранение глухариных токов. Глухарь, как известно, в силу выработанного веками консерватизма токует из года в год в определенном месте.
Оставляя нетронутыми рубкой места глухариных токов, особенно в высокобонитетных хвойных древостоях, мы сохраним благоприятные условия для обитания глухаря. Оставленные участки леса будут служить и целям лесовозобновления, выполняя функции семенных куртин.
В ряде случаев следует также предусматривать оставление более значительных участков леса в качестве мест обитания ценных видов диких зверей и птиц. Это наиболее целесообразно делать в районах основных лесозаготовок, в лесах третьей группы, где рубки производятся концентрированными лесосеками с коротким сроком примыкания, в результате чего на ряд лет остаются большие, не покрытые лесом пространства.
Строгое соблюдение сроков, правильное распределение мест сенокошения в лесу и регулирование пастьбы скота - тоже важное условие для увеличения численности охотничьих зверей и птиц.
При проведении лесоустройства и составлении планов хозяйств лесоустроителям необходимо определять кормовые запасы и намечать мероприятия для улучшения охотничьего хозяйства. Это особенно важно в центральных областях, вокруг больших промышленных центров, где в последнее время проводятся значительные мероприятия по искусственному расселению куропаток, фазанов, оленей, коз.
Но если работники лесного хозяйства могут многое сделать для увеличения численности охотничьих зверей и птиц, то и охотники обязаны внести свой вклад в дело улучшения лесного хозяйства.
При разведении полезных зверей и птиц надо прежде всего учитывать наличие кормовых запасов. В тех случаях, когда об этом главном условии забывают, животные наносят ощутимый вред лесному хозяйству, а затем наступает и падение численности дичи вследствие бескормицы, вырождения и других причин.
Это в первую очередь относится к лосям. При неправильном ведении охотничьего хозяйства эти животные в ряде районов приносят лесной растительности такой вред, что порой становится невозможным вести нормально лесное хозяйство. В таких случаях содержанием одного лося обходится государству в несколько раз дороже, чем он сам того стоит.
Интенсивный рост численности лося в Серпуховском районе, Московской области, привел к резкому несоответствию между поголовьем лося и наличием кормовой базы.
Так, по материалам учетов, проведенных Террасным заповедником и охотничьими хозяйствами, численность лося на территории Серпуховского района, по состоянию на 2000 год, определялась в 1200 голов, что составляло среднюю плотность 24 головы на 1000 гектаров лесных угодий. В зимний период лоси концентрируются в молодых посадках сосны приокских боров. На этих участках плотность лосей повышается до 70-90 голов на 1000 гектаров как на территории лесхоза, так и в заповеднике. В течение всей зимы основным кормом лося являются хвоя и побеги сосновых молодняков. В результате большой и ежегодной концентрации лосей в этих борах посадки и естественный подрост сосны первого класса возраста фактически уничтожены на большой территории района.
В настоящее время в районе имеет место массовое усыхание на больших площадях стравленных сосняков, что представляет не только большую пожарную опасность, но и способствует распространению грибковых болезней и вредных для леса насекомых. Здесь же можно видеть массовое повреждение дуба (обгладывание коры) до двадцатилетнего возраста, особенно после рубок ухода (до 80 процентов), молодых осинников, а также заломы березы.
Для восстановления площади затравленных посадок потребуется много средств.
Особенно сильный ущерб лесному хозяйству лоси наносят в Московской, Куйбышевской Орловской, Тульской, Ульяновской областях, а также в ряде других областей и республик, где плотность заселения лосей на 1000 гектаров лесных угодий достигает от 5 до 8,8 головы.
Наличие такого большого поголовья лосей должно заставить работников охотничьего хозяйства теперь же разработать мероприятия по планомерному отстрелу этих животных, с тем чтобы сократить поголовье их, не нарушая нормального маточного стада. Районы отстрела нужно назначать по согласованию с органами лесного хозяйства, чтобы в местах перенаселения лосей уменьшить причиняемый ими вред лесному хозяйству. И сам отстрел должен производиться организованно, специальными бригадами со сдачей продукции заготовительным организациям. Помощь охотникам в отстреле, особенно в транспортных средствах, должны оказать лесхозы и леспромхозы.
Для развития охотхозяйства и сохранения ценных лесных массивов выделено в таежных районах Сибири, Дальнего Востока и севера европейской части РФ более 6300 гектаров под орехопромысловые зоны. Для более полного использования лесных угодий, увеличения сбора кедровых орехов, развития пушного промысла, заготовок боровой дичи и дикорастущих ягод Роспотреб организовал в 1998-2000 годах 94 промысловых хозяйства. Но в ряде мест промхозы еще не ведут правильного и рационального хозяйства, а производят только закупку у местного населения пушнины и кедрового ореха.
Министерство сельского хозяйства РФ, а затем Главлесхоз РФ в 1998-2000 годах провели обследование кедровых лесов в орехо-промысловых зонах и составили планы по их комплексному освоению на площади 3,4 миллиона гектаров. Кроме детального обследования орехопромысловых зон, было изучено состояние хозяйства в кедровниках по 15 областям, краям.
Материалы обследования в виде планов хозяйственного освоения орехопромысловых зон и практических рекомендаций по ведению хозяйства и комплексному использованию богатств кедровой тайги Главлесхоз РФ направил соответствующим совнархозам, областным и краевым потребсоюзам. Однако в ряде случаев эти материалы не использованы для упорядочения хозяйств.
Надо добиться такого положений, чтобы все лесные массивы, закрепленные в качестве орехопромысловых зон, рационально использовались и давали больше разнообразной продукции народному хозяйству.
Бичом как лесного, так и охотничьего хозяйств являются пожары. Практика показывает, что каждый весенний или осенний охотничий сезон в ряде областей сопровождается массовым возникновением лесных пожаров. Это объясняется тем, что отдельные охотники грубо нарушают элементарные требования пожарной безопасности.
Костер, оставленный после ночлега незатушенным, горящие спички и окурки, пыжи из бумаги, тряпок, ваты - все это нередко становится причиной возникновения лесных пожаров, распространяющихся на громадных- площадях и наносящих народному хозяйству и, в частности, охотничьему промыслу колоссальные убытки.
В начале этого года были утверждены новые правила пожарной безопасности в лесах РФ. Строгое соблюдение их - прямая обязанность каждого охотника. Надо помнить, что нарушение требований, изложенных в правилах, влечет за собой наложение на виновного штрафа, а в особо тяжелых случаях - привлечение к уголовной ответственности.
Для того чтобы каждый. охотник знал, как обращаться с огнем в лесу, следовало бы, по нашему мнению, одновременно с принятием у охотников охотминимума, требовать также знаний основных правил пожарной безопасности.
Большим врагом охотничьего хозяйства является браконьерство. Правительство РФ в своих постановлениях неоднократно обращал внимание Главлесхоза на необходимость принятия более действенных мер для усиления охраны государственного охотничьего фонда.
В настоящее время Главлесхоз предложил всем управлениям и инспекциям лесного хозяйства и охраны леса усилить работу по охране государственного охотничьего фонда и борьбе с браконьерством, проводя ее совместно с госохотинспекциями. Кроме того, предложено повысить требовательность к лесной охране, заставить каждого лесника повседневно наблюдать за выполнением правил и сроков охоты, а также усилить деятельность общественных инспекторов по охране лесного хозяйства, природы и охотничьих богатств нашей родины.
В соответствии с постановлением предприятия Главлесхоза РФ ежегодно предусматривают в производственных планах затраты на проведение простейших биотехнических мероприятий для сохранения и улучшения охотничьей фауны. В целом по Главлесхозу для этих целей выделяются значительные средства.
Однако выделенные средства используются еще в незначительном объеме. Это объясняется недостаточной связью инспекций Главохоты РФ и обществ охотников с органами лесного хозяйства. Там, где такая связь налажена, все средства, выделенные на проведение биотехнических мероприятияй используются полностью. Более того, по просьбе, например, Орловского общества охотников было выделено дополнительно четыре тысячи рублей на эти цели.
В ряде районов страны лесхозы и лесничества являются единственными организациями, неразрывно связанными с охотничьим хозяйством. Они могут и должны стать организаторами правила ного использования полезной фауны. Наряду о госохотинспекциями, обществами охотников и пушно-заготовительными организациями лесхозы и лесничества должны вести учет местных охотников, направлять их деятельность и в ряде случаев выдавать им охотничьи билеты. До сих пор лесхозам и лесничествам не было предоставлено право выдачи охотничьих билетов и сбора государственной охотничьей пошлины, а дело от этого только страдает.
Объединенными усилиями многотысячной армии охотников, работников лесного хозяйства и лесной промышленности можно сделать очень многое для развития охотничьего хозяйства.
В результате охранных мероприятий и заботы охотничьих организаций о диких животных численность копытных, например сайгаков, лосей, косуль, кабанов, в охотничьих угодьях РФ значительно возросла.
До сих пор охота на эти виды животных велась преимущественно спортсменами и добыча их была незначительной. Сейчас, в условиях большого запаса копытных, стало целесообразным заготовлять мясо сайгаков, лосей, косуль, оленей, кабанов для продажи населению и общественного питания.
Общества охотников должны принять самое активное участие в организованном отстреле копытных. Для этого необходимо наметить угодья, где будут проходить охоты, заранее согласовать план охоты с егерями госохотинспекции и работниками лесной охраны. Районным обществам охотников следует подобрать опытных охотников, обеспечить их транспортом и боеприпасами. Нельзя забывать, что от четкой и слаженной работы зависит успех дела.
В Амурской области отстреливается 1800 лосей, 6500 косуль, 320 кабанов, в Вологодской - 900 лосей, Иркутской - 1700 лосей, 5200 косуль, 1300 кабанов, Коми - 1800 лосей; Красноярском крае - 1000 лосей, 3200 косуль, Ленинградской области - 2500 лосей, Московской - 2200 лосей, Новгородской - 700 лосей, Новосибирской - 600 лосей, Псковской - 500 лосей, Тюменской - 1000 лосей, 150 косуль, Хабаровском крае - 1500 лосей, 2200 косуль, 1000 кабанов.
Значительная часть плана заготовок мяса диких животных ложится на коопзверопромхозы и госпромхозы. Отстрел копытных они будут вести в сезон промысла пушных зверей Значит руководителям промхозов следует включить в план рабочего-охотника и отстрел копытных и боровой дичи.
Очевидно в промхозах, помимо штатных охотников, могут привлекаться к отстрелу диких копытных любители, члены обществ охотников. В районах Крайнего Севера мясо диких животных будут заготовлять колхозы.
Особо ответственная роль ложится на егерей госохотинспекции, которые обязаны не только помогать охотникам производить охоту, но и наблюдать за правилами и сроками ее. Первоочередная обязанность егерей и работников лесхозов - наметить угодья, где будет производиться охота.
Следует ли егерям госохотинспекции возглавлять бригады охотников и наравне с ними извлекать доходы за сданное мясо торгующим организациям? Допустить к участию в охоте егерей, значит оставить без государственного надзора проведение охот. Ведь мы не мыслим инспектора рыбнадзора во главе рыболовецкой бригады. Егерь - служащий госохотинспекции и он обязан быть организатором охот, инспектором.
Велики в нашей стране запасы и пернатой дичи. Сейчас огромные стаи гусей, уток сосредоточились в низовьях Волги и на Каспии. Разумно использовать запасы пернатой дичи - долг охотников. В этом сезоне охотники Курганской. Новосибирской, Тюменской, Омской областей, Красноярского и Алтайского краев должны заготовить около 400 тысяч водоплавающих.
В разгаре охота в Астраханской области, в низовьях Волги и на Каспии. Астраханские и Дагестанские охотники дадут стране 80 тысяч гусей и уток. В этих угодьях бесчинствовали браконьеры. При правильной, организованной охоте на пернатых с браконьерством будет покончено. В угодья придут бригады охотников, которые не позволит хапугам обогащаться за счет государственных запасов дичи. Помимо бригад охотников, следует привлекать к этому делу и охотников-спортсменов, которые, добыв дичь по норме, могут отстреливать птиц для сдачи государству.
В лесных угодьях начинается промысел боровой дичи. Заготовку боровой дичи вели главным образом штатные охотники промхозов. Мало привлекалось к отстрелу тетеревов, рябчиков, глухарей охотников-любителей. Да и заготовительные организации потребительской кооперации не заключали договора с охотниками, не организовывали приемные пункты. Часто охотник-любитель добудет дичь, а кому ее сдавать - не знает. Обществам охотников следует не только создать бригады по отстрелу боровой дичи, но и договориться с заготовительными организациями о приемных пунктах, где бы радушно встречали охотников с дичью.