Если вы хотите, чтобы ваша собака стала в будущем усердным и понятливым учеником, подготовку процесса воспитания щенка нужно будет начать как можно раньше. Собака, ум которой "закрыт" для обучения и восприятия нового - зачастую может быть весьма проблемной. Если она не умеет учиться, возможности ее прогресса, скорее всего, будут сведены к минимуму.
"Открыть" ум собаки для успешного обучения легче всего на стадии импринтинга, т.е. в первые 20 недель жизни щенка. Это, пожалуй, самое подходящее время для развития полезных привычек молодой собаки. На стадии импринтинга потребуется гораздо меньше повторений для того, чтобы в собачьем сознании были установлены достаточно сильные и стабильные ассоциации.
Опытный дрессировщик обязательно воспользуется всеми возможностями, которые открываются для него в этот период. Понимание того, что постоянная ассоциация с местом, командой или сходными обстоятельствами может быть "впечатана" в сознание собаки, является решающим в процессе формирования ее поведения.
Раскрытие потенциала
Собака, лишенная воздействий или подвергнувшаяся неправильным воздействиям в период импринтинга, скорее всего никогда не сможет полностью раскрыть и реализовать свой потенциал. Целый ряд исследований убедительно доказал, что существуют несколько особо важных периодов, которые входят в первые 20 недель жизни щенка. Например, период, наиболее благоприятный для установления контакта собаки с человеком, приходится на время с 6 по 8 неделю собачьей жизни. Собака, лишенная позитивного контакта с другими собаками или с человеком в период до 12 недель, вряд ли станет по-настоящему хорошим компаньоном. Нужно отметить, что собаки полностью лишенные контактов с человеком в период 6-8 недель, все еще могут стать социализированными, если такие контакты были им обеспечены в возрасте 7-12 недель.
Различные стадии импринтинга являются чрезвычайно важными, но все еще не абсолютно решающими. Каждый щенок с самого рождения приобретает свои уникальные стимулы под влиянием своих генов и гормонов матери.
Значение имеет даже перинатальный период, когда плод только еще развивается в утробе матери. Исследования показали, что если будущая мать в период вынашивания подвергалась той или иной степени стресса, это обязательно сказывается в последствии на способности щенков к обучению.
Следующий немаловажный период - неонатальный (от рождения щенков, до достижения ими двухнедельного возраста). Поскольку способность щенка слышать, видеть и обонять развита еще очень мало, то поведение матери и способ обращения со щенками в этот период имеют наибольшее значение.
За неонатальной стадией следует переходный период. В это время начинается сознательное восприятие щенком окружающего его мира. Стимулы, полученные щенком из окружающей среды, на протяжение всей его жизни будут оказывать огромное влияние на его развитие. В это время щенкам необходимо обеспечить регулярные контакты с человеком.
Период социализации начинается с четырехнедельного возраста и продолжается вплоть до достижения щенком возраста 12 недель. Личность собаки будет сформирована тем или иным образом в зависимости от того, подвергался ли щенок в этом возрасте тем или иным воздействиям окружающей среды. Если в этот период щенок будет, например, лишен возможности общаться с другими собаками, то в дальнейшем, скорее всего, у него возникнут проблемы в среде себе подобных. Соответственно, щенки, которых в этом возрасте не познакомили с людьми, в дальнейшем будут испытывать множество проблем при необходимости контакта с человеком.
Именно во время периода социализации, очень важно представить молодой собаке среду и ситуации, с которыми она столкнется в процессе своей работы (охоты). Поэтому до достижения щенком возраста 12 недель, его нужно обязательно вывозить на природу и знакомить с лошадьми, птицами и транспортными средствами.