Конструкция лодки-плоскодонки, при длине киля в 3 метра, ширине дна 0,8 метра и высоте борта в 0,3 метра обеспечивает грузоподъемность до 200 килограммов и возможность сохранять при этом вполне достаточную плавучесть, необходимую для рыбалки и охоты. Плоское дно придает лодке-плоскодонке хорошую устойчивость, т. е. способность не опрокидываться, и позволяет легко изготовить шпангоуты, не прибегая к поискам старых дуг и полозьев, как это рекомендует Букреев. Плоское дно лодки-плоскодонки более удобно и для настила из продольных реек, по которым можно свободно перемещаться, не боясь оступиться на брезентовое дно.
Лодка-плоскодонка
Для изготовления каркаса лодки-плоскодонки лучше всего брать сухую ель, но можно также использовать сосну, осину, пихту или ольху. Сечение реек зависит от того, для какой цели они предназначены. Так, например, сечение киля, а также бортовых и скуловых реек - 30х15 миллиметров, сечение форштевня - 30х30 миллиметров, реек настила - 10х15 миллиметров. Изготовленный из куска 30-миллиметровой доски ахтерштевень представляет собой трапецию, у которой меньшая и большая стороны соответственно равны 150 и 200 миллиметрам. Сечение добавочных реек - 15х15 миллиметров. Их должно быть не менее шести. Рейки желательно острогать, а их кромки завалить. Крепеж производится шурупами.
Каркас лодки-плоскодонки можно обшить не только брезентом, но и любым другим прочным материалом. После этого для водонепроницаемости его нужно окрасить один-два раза масляной краской или еще лучше битумной мастикой, которую можно легко изготовить самому по такому рецепту: битум - 1 килограмм; солидол или березовый деготь - 0,2 килограмма; бензин - не менее 1 литра.
Нагрев смолу до жидкого состояния, нужно влить в нее раствор солидола в бензине и тщательно размешать. Для безопасности горячую смолу нужно отставить подальше от огня, добавлением небольшой порции бензина проверить ее на воспламеняемость и только после этого вливать раствор. Если после остывания полученная мастика будет недостаточно жидка для работы кистью, нужно добавить в нее бензин и снова перемешать.
Через 2-3 дня после окраски такой мастикой бензин испарится, и корпус лодки окажется покрытым тонкой неломкой пленкой, вполне отвечающей своему назначению. Средний шпангоут определяет наибольшую ширину лодки-плоскодонки.
Деревянная лодка-плоскодонка
Сборка каркаса лодки-плоскодонки начинается так. К середине килевой рейки нужно привинтить наибольший по размерам так называемый средний шпангоут. Его удлиненные бортовые стойки скрепляют в верхней части временной рейкой-распоркой. Затем при помощи длинных гвоздей или шурупов с некоторым наклоном в верхней части вперед устанавливают форштевень и с наклоном в верхней части назад - ахтерштевень.
Если ахтерштевень установить вертикально, т. е. без наклона, то такую корму можно использовать для подвесного мотора. После этого привинчивают скуловые рейки с таким расчетом, чтобы они были ниже шпангоута на 15 миллиметров. Затем ставят верхний бортовой стрингер. Остальные шпангоуты подгоняют по месту. Их размер и конфигурацию устанавливают по обогнутости стрингеров. Теперь крепят верхние бортовые стрингерные рейки в соответствующих вырезах. Что касается носовой части лодки-плоскодонки, то ее можно сделать более острой, прикрепив волнорез в виде трехгранной призмы, сделанной из деревянного бруска. Сиденья можно сделать с упором на средний, носовой и кормовой шпангоут для соответствующих частей лодки.
Раскрой материала для обшивки нужно начинать с приготовления двух полос с тем, чтобы ширина и длина каждой из них равнялась бы ширине и длине борта. Приладив к месту, нужно закрепить их мелкими гвоздиками к бортовым спрингерам и торцовым частям ахтерштевня, а носовую часть - сшить. Отдельно выкраивают днище. Если крой днища лодки-плоскодонки не получается цельным, то его можно сточить из кусков.
Выкроенное дно лодки-плоскодонки пришивают по кромке скуловых реек к бортовым полосам. Шить нужно суровой ниткой крупным стежком. Не беда, если при этом швы получатся недостаточно плотными. После этого их промазывают мастикой или густой масляной краской и покрывают полосками более тонкой материи шириной не менее 80 миллиметров. Увеличение густоты масляной краски достигается добавлением в нее мелкопросеянного мела или зубного порошка. Только после этого можно приступать к окраске всей лодки.
К такой лодке-плоскодонке весла можно сделать с уключинами, а можно пользоваться и байдарочным двухлопастным веслом, сделанным из цельного куска древесины или изготовленным на месте по способу.