Так человек уже на заре своей истории проявлял власть над природой, и с тех пор вмешательство его в природные процессы все время нарастало.
Со временем основными занятиями людей стали скотоводство и земледелие, обеспечивающие более постоянные и надежные источники питания. Охота стала лишь необходимым подспорьем в хозяйстве. Дикую природу вблизи древних городов и поселений вытесняли пастбища и обработанные поля.
С образованием древних царств в Египте, Междуречье, Индии, когда у правящих групп населения в избытке появились разнообразные продукты, охота впервые стала носить спортивный характер. Ей уделялось большое внимание. На охоте использовалось то же оружие, что и на войне, и храбрый охотник почти всегда становился храбрым воином. Но хотя охота в те времена не была еще никем и ничем ограничена, как спорт она была доступна только богатым. Бедняки по-прежнему охотились ради мяса и шкур.
История охоты
Только в более поздние времена в Западной Европе в период развития и укрепления феодальных государств было положено начало ограничениям на охоту. Крестьяне не имели права охотиться даже на своей земле. Охота была безраздельной привилегией короля и его вельмож.
Еще позже возникла так называемая охотничья регалия — исключительное право государства на охоту, которое использовалось также в интересах правящих классов.
Наконец, в буржуазном мире сравнительно непродолжительное время существовала свободная охота, но государство осуществляло необходимый контроль за ней.
Охотничья регалия была введена не во всех странах. В государствах, располагавших большими территориями и сравнительно небольшим населением, свободная, неограниченная охота сохранялась вплоть до самого конца 19 века. Поэтому у разных народов складывалось и разное отношение к охоте. Если в Западной Европе, например, на охоту уже в середине века смотрели как на почти недоступное или очень дорогое удовольствие, то в Азии и в Америке очень долгое время считалось, что охотиться можно совершенно неограниченно: природа казалась охотникам неисчерпаемой.
Изобретение и применение на охоте огнестрельного оружия стало роковым для многих видов животных. В Африке были истреблены бурчелева зебра и квагга; в Евразии - дикая лошадь (тарпан), еще в прошлом веке населявшая просторы южнорусских степей; в Америке — бизоны. Не без участия охотников только в одном 19 веке с лица земли исчезло 70 видов животных, а за последние полстолетия - еще 40. Поэтому каждый, и в особенности начинающий, охотник должен помнить, что не только жажда наживы за счет охоты, но и просто несдерживаемый охотничий азарт — тягчайшее преступление перед природой. Поскольку же человек не может жить без природы, неумеренная охота является преступлением и против человечества.
Конечно, далеко не во всех бедах природы повинны охотники. Рост населения на земном шаре, развитие цивилизации до неузнаваемости изменили землю во многих районах мира. Распаханы огромные территории, почти полностью исчезли дикие степи, сократились лесные территории. В больших промышленных центрах и районах дикая природа исчезла совсем. Применение ядохимикатов в сельском и лесном хозяйствах, загрязнение поверхности морей и океанов нефтью — все это губило и губит диких животных в неизмеримо больших масштабах, чем охота. Но отрицательное воздействие человека на растительный и животный мир неизбежно до тех пор, пока каждый из нас не осознает необходимости жить в гармоническом единении с природой. К сожалению, понимать это иногда начинают слишком поздно. Подчинив все живое на земле своим хозяйственным интересам, человечество уже нарушило взаимную связь многих природных процессов. Теперь почти невозможно сохранять дикие участки природы без разумного, основанного на научных достижениях, вмешательства человека. Поэтому, став охотником, в любой ситуации помните, что возможность охотиться теперь не просто дар природы, а результат труда многих ваших товарищей по страсти. Вы — часть огромного охотничьего братства, и судьба охотничьего хозяйства в значительной мере зависит от каждого охотника, а значит, и от вас. Не забывайте, что главная задача охотника теперь, как ни удивительно это звучит, не охота, а охрана природы, восполнение ее ресурсов, ибо без этого не будет и самой охоты.
В конце прошлого и в особенности начале нашего века стали создаваться охотничьи хозяйства во лесах передовых странах мира. Охотники были вынуждены сделать это, чтобы поддерживать в организованных угодьях на достаточно высоком уровне численность животных. Органы государственной власти начали повсюду осуществлять жесткий контроль за охотой, за сбережением охотничьих ресурсов. Таким образом, охотничьи хозяйства стали важнейшим звеном в цепи разнообразных природоохранительных учреждений. Впервые в истории человечества охотники стали действительными друзьями живой природы, и эта их новая роль оказалась значительнее прошлой. Теперь недостаточно знать охотничьих зверей и птиц и уметь обращаться с ружьем. Современный охотник должен быть дисциплинированным членом общества, должен знать и выполнять охотничьи законы и правила, созданные в его же интересах.
История охоты Эстонии
Наши далекие предки, можно полагать, были прирожденными охотниками. Жили они на вольной природе вместе с живностью, дававшей им и пищу, и одежду, и материал для изготовления предметов обихода. Борьба за существование заставляла человека охотиться на животных, мясо которых он употреблял в пищу, и сражаться с хищными зверями.
Согласно историческим данным, первые люди поселились на территории теперешней Эстонии примерно 10 тыс. лет назад. Они питались рыбой, ягодами, кореньями и семенами деревьев, насекомыми, а также охотились на крупных животных. Прошло еще несколько тысячелетий - и бывшие рыболовы и охотники научились возделывать землю и разводить скот. Поля они расширяли за счет выжигания лесов, истребляя их на протяжении более чем трех тысячелетий.
Известно, что охота на диких животных велась в Эстонии беспрепятственно до начала 16 в. К этому времени относится первое письменное свидетельство о запрете на охоту, причиной которого была малая численность зайцев. Начиная с 17 века право на охоту все более ограничивалось, поскольку количество диких животных стало заметно уменьшаться, что было обусловлено в основном многочисленностью волков. Охота на лосей, косуль и кабанов была запрещена под угрозой телесного наказания. Волков же было так много, что голодные их стаи проникали в селения. На этих хищников устраивали большие облавы. Крестьяне, выходя на работу в поле, вооружались ножами и топорами.
В эпоху феодализма и капитализма охота превратилась в развлечение для знати и господствующего класса. Крестьянам охотиться запрещалось, но они, чтобы добыть пропитание, делали это тайно, иногда даже рискуя жизнью. Так зародилось браконьерство.
Со временем средства охоты усовершенствовались. В первобытную эпоху на зверя шли с каменным топором, позднее стали применять пращу, пику, копье. Лосей и волков ловили в вырытые глубокие ямы. Некоторые ямы укрепляли досками, и получался своеобразный погреб, где и хранили тайно добытое животное. Для ловли зайцев глубокие ямы выкапывали зимой в сугробах, покрывая их сверху клевером. В поисках корма зверек проваливался с сугроб и становился добычей браконьера. К далекому прошлому относится также отлов дичи сетями. Сети расставляли так, чтобы зайцы, лисицы, куропатки легко смогли запутаться в них. Охота с сетями была и надежным способом добычи хищников. В 1686 г. были изданы генерал-губернаторские постановления, обязывающие владельцев государственных и частных имений изготовить для охоты на медведей и волков соответственно по 8 и 5 саженей сетей на каждые 10 га пашни. В 1777 г. губернское правление постановило устраивать ежегодно 15 мая во всех приходах облаву на волков, а помещики установили премии для крестьян, уничтожавших волчат. Из официального сообщения Лифляндского губернского правления от 23 октября 1805 г. известно, что 15 мая этого года было истреблено 450 молодых и 16 матерых волков, а во время зимней охоты в сети попались 113 этих хищников.
У древних эстонцев обычным орудием охоты был лук. В более поздние времена его постоянно носили с собой пастухи.
После луков со стрелами, копий и арбалетов в конце 15 - начале 16 вв. появились охотничьи ружья с кремневым замком. Заряжались они с дула и были весьма неудобны в обращении (патроны стали применяться в Германии лишь в конце 16 в.).
Для отлова лисиц, хорьков, зайцев и птиц со временем стали использовать капканы, ловушки и силки, а также различные прикормки. До тех пор пока не были выведены специальные породы собак, лисиц и барсуков или выкуривали из нор, или нору раскапывали, или же просто выжидали, когда зверь выйдет из нее сам. Зайцев подкарауливали в шалашах, устроенных на полях с озимыми посевами. Для охоты на медведей строили лабазы. К лабазу охотники отправлялись вдвоем верхом на лошадях. Один забирался прямо с лошади на лабаз, а другой уводил его лошадь, и таким образом на этом месте не оставалось ни следов, ни запаха человека.
С давних пор известны облавные охоты. В них участвовали псари с собаками и загонщики, обычно мальчишки, подражавшие лаю собак и трещавшие дощечками, чтобы шумом выгнать зверей на стрелков. Стрелки, а ими были садовник, плотник, лесник или сам управляющий имения со своими гостями, выстраивались на дороге, готовые стрелять в выбежавших из леса зайцев и лисиц. Главную задачу выполнял псарь, который забирал у борзых добычу -дичь, выскочившую из зарослей и настигнутую собаками. На облавах нередко использовали и гончих собак.
Своего рода охотой можно считать и сбор весной птичьих яиц. Предания гласят, что в окрестностях Мярьямаа деревенские девушки ходили на речку, где гнездились кряквы, собирать яйца, так как куриных яиц не хватало для праздничного угощения парней.
В окрестностях Рапла считали, что пастухи, съедая птичьи яйца, становятся сильными, как быки. Есть предания и о наказаниях за розорение птичьих гнезд. Одно из них повествует о том, как мальчик, разоритель гнезд, встретился с седым старцем и тот, вьнув из-под пазухи сокола, бросил его мальчику в лицо. Птица сильно расцарапала мальчику глаза. Можно предположить, что на самом деле разоритель гнезда сокола был наказан хозяином гнезда.
Браконьерство появилось, очевидно, в те времена, когда помещикам принадлежала вся земля, а значит, и леса, и дикие животные. Голод заставлял крепостных людей тайком идти в лес, чтобы добыть лося, косулю или зайца. Оружия они обычно не имели, а если и имели, то плохонькое, поэтому охота была нелегким делом. Если они попадались, их жестоко наказывали. Чаще всего суд вершили сами помещики, приговаривая браконьеров к смертной казни.
Путь к современным способам охоты был долгим. Формироваться они начали еще в те времена, когда охота служила основным способом добычи пропитания. Рост технических возможностей, пополнение охотничьего арсенала ружьями и другими средствами содействовали тому, что охота становилась все более успешной. Определенную роль в усовершенствовании способов охоты сыграли браконьеры и борьба с хищниками.
Поведение диких животных и их взаимоотношения со временем стали предметом интереса ученых. К настоящему времени у нас накопилось довольно много научных исследований по биологии диких животных. Охотоведением занимаются целые институты, специалистов охотничьего хозяйства готовят в вузах.
Развитие биологической науки повлекло за собой переоценку многих понятий, особенно касающихся взаимосвязей различных видов животных. Особое место заняла проблема "хищник - жертва". С давних пор и скотоводы, и охотники видели в хищных зверях своих врагов, поэтому повсеместно их истребляли. Теперь мы говорим о регулировании численности хищников, необходимости их частичной или полной охраны. Дело в том, что все виды животных (включая тех, кто становится добычей хищников) формировались в процессе длительного отбора, и именно хищники, устраняя из популяций больных и увечных животных, осуществляли этот отбор. Следовательно, они выполняют весьма положительную роль лесных санитаров.
В Эстонии охота базируется на ряде принципов: это не хобби в чистом смысле слова, не чисто спортивное времяпровождение; охотой нельзя заниматься лишь для удовлетворения своего охотничьего инстинкта; охота не содержит также сколько-нибудь значимых элементов личной наживы. Чтобы осуществить эти принципы на практике, был пройден довольно тернистый путь.
В 20-х гг. прошлого века численность дичи в лесах стала расти, началось развитие охотоведения, усилилась дисциплина среди охотников. Однако вторая мировая война свела на нет все достигнутое. Отстрел дичи не контролировался, и численность некоторых видов животных достигла низкого уровня.
В послевоенные годы для координирования сельскохозяйственной деятельности был издан ряд законодательных актов, устанавливающих различные меры по охране охотничьей дичи, рациональному использованию фонда диких животных и созданию условий для увеличения их численности.
В настоящее время охота регулируется Положением об охотничьем хозяйстве. Разработан Устав Общества охотников. Эти две организации являются общественными органами, объединяющими охотников республики. До 1967 г. эстонские охотники принадлежали к различным спортивным организациям и к самостоятельным охотничьим клубам, организованным на местах. Самым крупным недостатком такой организационной системы являлась неодинаковая численность членов таких клубов и несоответствие последних административно-территориальному делению. Единое Общество охотников было организовано исходя именно из районирования республики. Районные звенья общества - охотничьи клубы. Улучшилась связь с местными органами власти, больше значения придается хозяйственному расчету и самоуправлению.
С 1967 г. действуют закрепленные за лесхозами госохотхозяйства. Они занимаются охраной и регулированием численности охотничьей фауны, а также биотехническими мероприятиями за счет государственных средств и силами штатных работников, которыми руководит директор лесхоза. Госохотхозяйства - это своеобразные маяки на пути общего развития охотничьего хозяйства республики. В большинстве охотничьих угодий биотехнические мероприятия проводятся на общественных началах, причем объем работ для охотников немалый (в среднем 2-3 дня общественного труда в год) - это средний показатель (в таких работах не принимают участия ветераны войны и труда, а также активисты охотничьего надзора).
Надзор за соблюдением правил охоты, положения об охотничьем хозяйстве и инструкций, регулирующих охоту, стали осуществлять работники лесной охраны, заповедников и охотничьих заказников, инспектора охраны природы в лесхозах, а также представители охотничьих организаций. Контрольные функции за соблюдением правил охоты возложены также на работников пунктов приемки пушнины. И, разумеется, в надзор вовлечены сами охотники - ведь они осуществляют постоянный взаимный контроль.