Этическая тема звучит в наших охотничьих делах все сильнее, так как мы поняли, что, игнорируя этику, нельзя создать и эффективно развивать культурное охотничье хозяйство. Можно иметь в угодьях много дичи и получать большое количество охотничьей продукции - и мы к этому стремимся - и все-таки не быть полностью удовлетворенными, остро чувствовать отсутствие столь необходимой гармонии в наших охотничьих взаимоотношениях с живой природой. А гармонию эту создает прежде всего следование в любом деле этическим принципам.
Этика охотхозяйства
Этическая тема включает в себя два взаимосвязанных аспекта: этику охотника и этику ведения охотничьего хозяйства. Первый как будто бы очевиден:
- охотник должен быть дисциплинированным,
- честным,
- строго соблюдать правила ведения охоты,
- поддерживать хорошие отношения с собратьями по страсти,
- не стараться перехватывать у них добычу (бывают и такие случаи),
- не жадничать, стремясь убить как можно больше дичи.
Облик охотника, его одежда, снаряжение, манеры должны удовлетворять определенным эстетическим требованиям, охотничьим традициям. Время вносит новые элементы в этику охотника - усиливаются гуманистические тенденции. Особенно важным становится активное участие охотника в охране и воспроизводстве охотничьих ресурсов, биотехнических мероприятиях. Не случайно девизом современного охотника можно считать этическую максиму: кто не заботится о дичи, не имеет права на нее охотиться!
Этика охотничьего хозяйства известны меньше, осознаны массовым охотником слабее. Они заключаются прежде всего в том, чтобы представлять эту отрасль как неотъемлемую составную часть всей системы комплексного природопользования и вести ее в соответствии с требованиями и нуждами всего общества, всего государства. Мы обоснованно требуем, чтобы, например, сельское и лесное хозяйства постоянно считались с охотничьими делами, принимали во внимание необходимость сохранения и улучшения обитания диких животных:
- сбережение мозаики ландшафтов,
- ограничение опасных для живой природы технологий,
- строгий контроль за применением минеральных удобрений и ядохимикатов,
- постепенная замена последних биометодами.
Однако и сами мы постоянно должны помнить об интересах наших соседей, не допускать, чтобы чрезмерно размножившаяся дичь уничтожала лесные культуры или стравливала обширные массивы сельскохозяйственных культур. Следует добиваться тонкого и динамичного баланса и совместными усилиями поддерживать его в охотничьих угодьях.
Охотничье хозяйство не может быть ныне безразличным к тому, какие виды и подвиды дичи заселяют охотничьи угодья, и гнаться за созданием в своих владениях мешанины из чуждых (а то и заморских!) форм охотничьих зверей и птиц. Предметом его гордости должны стать чистота генетического материала, процветание местных форм дичи, развитие традиционных, национальных видов охоты. Нарушением этики ведения охотничьего хозяйства является перепромысел, замусоривание угодий отходами охоты, ухудшение эпизоотической обстановки вследствие ошибок специалистов и охотников и многое другое.
Сознательный охотник знает: добыть дичь - не главное. Важно, чтобы охота была культурной, способствовала совершенствованию личности человека и углублению его контактов с природой.