В теплые климатические периоды благородных оленей было довольно много, но со временем их численность сильно сократилась, а затем популяция и вовсе исчезла. Эстония считается северной границей ареала благородного оленя, и этим объясняется в наше время то обстоятельство, что встречается этот зверь у нас не всегда и не повсеместно.
Известно, что и ранее в ряде случаев благородных оленей ввозили в Россию. В начале века их содержали в вольерах в качестве декоративных животных.
Благородный олень
В 1927 г. пару благородных оленей завезли на о. Абрука. В загоне, устроенном в широколиственном лесу, они вполне благополучно жили до 1944 г., и их насчитывалось уже 15. Однако к концу войны все они погибли. В 1935 г. олений загон размером в 10 га был устроен в Аудруском лесничестве. Оленей в него завезли с о. Абрука. Во время Великой Отечественной войны оленей, которых было здесь уже 17, выпустили на волю. Некоторые вскоре были убиты, а оставшихся лесоустроители встречали в Аудруских лесах еще в середине 50-х гг. Известно, что в 1947 г. на юге Эстонии была отстреляна одна самка благородного оленя, а в 1950 г. еще одна. В 1963 г. неподалеку от тех мест были обнаружены следы двух оленей. Можно предположить, что это были звери из загона Аакреского лесничества, также уничтоженного во время войны. В 1965 г. в северовосточной части республики во время облавной охоты трех оленей видели вместе с лосями. Как они оказались там, объяснить трудно. С начала 80-х гг. оленей неоднократно встречали в лесах. В Латвии популяция этих животных очень жизнеспособна, и с увеличением ее численности часть особей мигрирует в северном направлении.
В конце зимы 1965 г. завезли из Воронежского заповедника 16 благородных оленей, из них 2 самцов и 6 самок поместили в огороженный Вигалаский парк площадью 38 га, расположенный в западной части республики. Остальных вывезли на о. Сааремаа, а 2 самцов и 2 самок поселили на о. Абрука. На Абрука в благоприятных условиях обитания олени стали хорошо размножаться, и летом 1970 г. их насчитывалось там уже больше 20.
Небольшой по размерам Вигалаский парк также вскоре стал тесным для оленей, и их пришлось расселять в другие места. На о. Хийумаа (989 км2) в 1970 г. привезли 14 оленей, в том числе 2 самцов, а в 1971 г. - 10, из них 1 самца. В 1975 г. к ним прибавили еще 4 самок из Вигалаского парка.
О. Хийумаа отделен от материка настолько широким проливом, что олени вряд ли могут его преодолеть. Миграция возможна только между островами Хийумаа и Сааремаа, поэтому динамику численности благородного оленя на о. Хийумаа можно проследить довольно точно.
Отметим, что рога были получены только от 88 отстрелянных оленей. Примечательный факт: 4 пары рогов были удостоены золотой медали, 6 -серебряной и 3 - бронзовой, то есть в итоге призами было отмечено 15 % рогов. Такой "урожай" от возобновленнои популяции вполне подтверждает удачный выбор местообитания благородного оленя.
По данным чешских охотоведов, благородный олень может дать в качестве охотничьей добычи 450 кг мяса на 1000 га охотничьих угодий. Лучшие трофейные рога получают от 12-15-летних самцов. Чем крупнее самцы, тем ценнее, как правило, их рога.
Рога оленей, добытых на о. Абрука, удостоены золотой, 3 серебряных и бронзовой медалей. Колебание численности оленей на этом острове можно объяснить миграцией их на о. Сааремаа и обратно.
Благородный олень питается травянистой растительностью, а также побегами и корой деревьев. Предпочитает он осину, дуб, ясень, рябину, иву, но не отказывается и от сосны. Обычно благородный олень пасется на участках леса с прогалинами, где доля лиственных деревьев больше и подлесок обильнее.
Весной 1985 г. были взяты на учет 450 оленей, а отстреляно в течение года 57. Общий объем отстрела можно считать вполне удовлетворительным, но отрицательным следует признать чрезмерную добычу самцов. Поскольку вначале никакие запреты не устанавливались, охотники старались добыть самца с самыми крупными рогами. Позднее были введены ограничения и определено, сколько можно отстреливать молодых и сколько старых животных (только выборочный отстрел обеспечит сохранение жизнеспособности популяции, едва начавшей развиваться).
Благородный олень
В 1956 г. в Вяэнаское лесничество на севере Эстонии были ввезены 9 алтайских маралов. Все олени, ареал которых очень широк, по морфологическим особенностям разделяются на три своеобразные группы: западную, сибирскую и среднеазиатскую. Благородный олень относится к западной, а марал - к сибирской группе. От благородных оленей маралы отличаются более крупным телом, однако, скрещиваясь у нас в республике с местными подвидами западной группы, дают потомство, уступающее обоим исходным подвидам по экстерьеру, голосу и рогам. Вероятно, и снежный покров для марала, как вида в основном горного, здесь слишком глубок, и кормовая база не очень подходящая. В нашей природе он как инородное тело. Надо признать, что ввоз его был преждевременным и необдуманным. Все обитающие у нас на воле маралы подлежат отстрелу. За 30 лет обитания некоторые особи ушли (это животное мигрирующее) от мест первоначально го расселения примерно за 100 км. Звери эти кормятся на полях зерновыми и клевером, лакомятся капустой, иногда достигая массы 300 кг. Некоторые самцы, а также, по-видимому, гибриды имели отличные рога.
Здесь целесообразно рассказать еще об одном сомнительном эксперименте с белохвостым, или вирджинским, оленем родом из Северной Америки. Идея его ввоза в Европу принадлежит финнам, которые увидели его, прибыв на лесорубочные работы в Канаду. Животное, которое привлекло их внимание, по размерам превосходило косулю, было резвым и пугливым (при виде людей быстро скрывалось). Хвост с нижней стороны у него был белым. Ростом он значительно меньше благородного оленя.
Первая партия белохвостых оленей была завезена в Финляндию в 1934 г., но существенного прироста эти животные не дали. Звери новой партии, завезенной в 1950 г., стали успешно размножаться, и к 1970 г. их было уже несколько тысяч. Благодаря зимней подкормке оленей удалось закрепить на относительно небольшой территории, и местами они стали наносить урон сельскохозяйственным культурам.
Под влиянием финского эксперимента в 1972 г. некоторые белохвостые олени были завезены. Их поместили в загон в Поркуниском лесничестве.
Вскоре как в США, так и в Канаде выяснилось, что белохвостый олень является носителем паразитов, поражающих мозг. Личинки их из испражнений оленей попадают в улиток, через них в кишечный тракт других животных, а оттуда в мозг. Чтобы предотвратить беду, завезенные белохвостые олени были ликвидированы. По этой же причине отказались от этих животных в Швеции.
В настоящее время в Эстонии сообщения о том, что белохвостый олень встречается на воле, становятся, однако, все более частыми.