Охота с гончими

 Дата публикации: 20 ноября 2022

Охота с гончей была очень популярна в России и потому гончие собаки с помещичьих псарен разошлись по рукам и оказались в немалом числе у крестьян-охотников, от которых переходили и к охотникам-горожанам. Конечно, далеко не все гончие больших охот уцелели, но все же их осталось достаточно, чтобы порода не пришла в упадок, не пошла на убыль.

Значительное количество гончих к 1917 году уже было и у охотников из трудовых слоев народа - рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции, у которых эти собаки получили обновленную квалификацию, превратясь из стайных в одиночных и не более, чем смычковых гончих.

Охота с гончимиОхота с гончими

Вот почему в послереволюционные годы довольна быстро выявилось наличие в стране достаточного племенного материала гончих пород и, в особенности, коренной русской гончей, бывшей у нас всегда самой распространенной.

Уже на первых российских выставках охотничьих собак, состоявшихся в 1923 году в Москве и Горьком (тогда еще Нижнем Новгороде), было показано несколько весьма интересных групп русских гончих.

Эти охоты с гончими наносили часто огромный ущерб крестьянским посевам и скоту. Крестьяне враждебно относились к барским охотничьим  забавам.

Таковыми явились в Москве следующие три семьи:

  • Хлебниковская (Москва), очень породная группа, отличавшаяся, однако, некоторой беднокостностью и недостаточно спущенным ребром. Окрас имела чепрачный, сильных голосов почти не было. Показанные на выставке 1923 году в стае Гудок и Доборка В. Ф. Хлебникова дали чемпиона Трубача, сыгравшего в породе большую роль. В корне родословных у гончих В. Ф. Хлебникова были алексеевские гончие.
  • Лебедевские русские гончие от собак ветеринарного врача Лебедева (город Вязьма, Смоленской губернии) имели светло-чепрачный или багряный окрас и мощную сложку и особенно привлекали своей звероватостью, столь характерной для русской гончей. В поле они работали хорошо, отдавая определенное предпочтение красному зверю (лисице), обладая исключительными голосами (например Трубач и Флейта Пухова). Встречался у них один очень неприятный порок — поползновение к скотинничеству.

Охота с гончейОхота с гончей

Из лидеров этого семейства нужно назвать известного Камертона Рыбинского, который дал двух чемпионов однопометников Будилу Г. Т. Барышникова и Плакуна того же владельца.

Экстерьером и типом блеснуло еще немало собак лебедевских линий (Плакса Рыбинского, Шумило Шохина, Гул Хомутинникова).
Гончие Лебедева, как и хлебниковские, шли от алексеевской стаи.

  • Каширская группа разных владельцев (Лукьянов-Иванов, Соловьев). Гончие этой группы были близки к лебедевским и имели те же чепрачные и багряные окрасы. Любопытной особенностью этого отродья были низкие баритональные голоса выжловок. Среди лидеров следует отметить Трубача и Флейту Лукьянова-Иванова; последняя и дала от Камертона упомянутых двух чемпионов Будилу и Плакуна Барышникова.

Охота на зайца-беляка с гончими

Охота на зайца-беляка с гончей - самая распространенная из всех охот с этой собакой.

Охота на зайца-белякаЗаяц-беляк

Заяц-беляк широко расселен в нашей средней и северной полосе и местами очень многочислен.

Охота  на зайца-беляка с гончей - это едва ли не единственная охота на этого зверя, если не считать ловлю беляка петлями и другими ловушками да стрельбу побелевших зайцев по чернотропу в узерку.

Сослеживание и стрельба зайцев-беляков по малику гораздо сложнее и труднее, чем подобная охота на русаков, и применяется очень немногими охотниками.

Заяц-беляк - настоящий лесной зверь и пищей ему служит преимущественно древесная растительность-кора и молодые побеги осины, ивняка и других деревьев и кустарников.

Поэтому искать зайца нужно только в лесу, в лесных болотах, а там, где беляк спускается южнее полосы лесов и оказывается на территории степных областей, он живет только в лесистых поймах рек, заросшие куртинами осокоря, дуба, липы, осины и чащами шиповника, ивняков, черемухи и других кустарников.

Заяц-беляк, как и почти все наши дикие животные, ведет оседлый образ жизни и постоянно держится в избран ном участке леса, бродя по нему во время жировки (кормежки) в пределах всего 1-2 километров.

Есть у зайца-беляка свои излюбленные лазы, которыми ходят под гончими почти все зайцы данного района леса, так точно есть у него также и любимые уголки для лежки. Заяц-беляк, если его не тревожить, часто ложится на дневку в одном и том же месте, иногда даже в один и тот же куст ивняка или под одно и то же дерево. Бывает, что беляк выскочит из того же куста, откуда был поднят и заяц, убитый вчера. Зная эту повадку, опытные гончие прежде всего обыскивают те местечки, где им приходилось добывать беляка, и обычно эта сноровка приносит им успех.

Перечислить и описать все характерные уголки, где бывают лежки беляка, вряд ли возможно. Нужно лишь сказать, что в сухую и теплую осень беляк держится и ложится ближе к ручьям и болотам, а в сырые годы предпочитает более высокие места.

В дождливую погоду заяц-беляк ложится на более открытых местах, например, на вырубках или полянах с редкими кустами и порослью древесных пород; в морозы он уходит в чащу хвойных молодняков, ложится также в это время и в крупном хвойном лесу, где особенно любит забираться под вершины крупных валежин или располагаться возле куч хвороста.

Заяц-беляк, поднятый гончими утром, обычно, сделав сравнительно небольшой круг, проходит под гоном около своей лежки, а затем задает кольцо или дугу побольше и тоже иногда проведывает лежку. Посещение беляком под гончими места подъема особенно характерно для первой половины дня. Чем ближе к вечеру, тем менее обязателен для беляка этот ход через лежку и, наконец, заяц, поднятый незадолго до сумерек, почти никогда не возвращается к месту подъема.

Сделав под гончими 1-2 круга, заяц-беляк успевает позапутать собак и удалев, еще более напетлять, надвоить и натроить свой след. Собаки скалываются (то есть теряют след и временно прекращают гон). Этот первый скол бывает часто одним из самых трудных, и многие первоосенники здесь пасуют: безрезультатно побившись над выправлением следа, бросают зверя и возвращаются к хозяину.

Однако опытные гонцы не теряются. Умело и усердно рыская вокруг места скола, они мало-помалу разбираются в следах, разгадывают задачи, поставленные беляком, вновь наседают на него или вновь поднимают, если он успел уже запасть, затаиться.

Заяц-беляк снова делает круг за кругом, время от времени он вновь сбивает гончих с толку, запутав след и сумев залечь; гончие вновь работают на сколе и опять выставляют зверя на новые круги. Если беляк все еще не убит, его круги делаются все меньше и меньше; очевидно силы ему изменяют, он западает при каждом удобном случае. Гончие будят его вновь и заливаются  по зрячему (по увиденному) особенно страстно.

Если гончая по-настоящему мастеровата, то чем дальше идет гон, тем он ровнее, тем меньше в нем даже небольших перемолчек.

Охота на кабана с гончей

Гончие охотно гонят кабана и местами (например, на Кавказе, в Средней Азии) применяются для добычи этого зверя. Надо, впрочем, сказать, что для охоты на кабана годны не только настоящие гончие, но и беспородные собаки, так как многие из них способны злобно и напористо преследовать кабана, поднимая при этом достаточно лая.

Охота на кабана с гончейОхота на кабана с гончей

Охота на кабана с гончей не требует ни тонкого чутья, ни мастерства и нужно лишь, чтобы собаки были достаточно смелые и дружные, да чтобы их было не мало (15-20 собак), поэтому нет особого смысла пускать по кабану породных гончих тем более, что работа по этому зверю очень небезопасна для собак.

Охота на кабана с гончей это одна из неподвижных охот. Распорядитель охоты расставляет охотников (числом 10-12 и более) на стрелковой линии, как это делается на обычной облаве, назначает каждому сектор обстрела и, когда расстановка закончена, дает сигнал о начале гона. По этой команде заведующий стаей собак (доезжачий) со своими помощниками снимает с гончих смычки и набрасывает их в лес или массив камыша и затем двигается лесом с усиленным порсканьем, имеющим целью поскорее стронуть зверей и дать им направление к стрелковой линии. Обнаружив кабанов, гончие принимаются гнать их, разбившись на несколько стаек по 3-4 собаки, если кабанов много.

Охота на кабанаОхота на кабана

  • Кабаны бегут довольно быстро, иногда поодиночке, иногда небольшими группами, по двое-трое. Прорвавшись сквозь стрелков, как нераненые, так и раненые кабаны увлекают за собой собак и, если только местность допускает движение верхом на лошади, то очень важно, чтобы доезжачий и его помощники были на лошадях и могли пристреливать зверей, задержанных собаками.

Раненый кабан, особенно старик - секач, очень опасен, и редкая охота обходится без более или менее серьезного ранения и даже гибели слишком азартных и настойчивых собак.

По окончании одного загона гончих собирают и производят следующий загон. Иногда кроме гончих в загоне участвуют и загонщики, которые, двигаясь с криком и шумом позади гончих, препятствуют кабанам уйти назад или в стороны.

Охота на лису с гончей

Охота на лису с гончей-один из наиболее употребительных способов добычи этого зверя и по сравнению с обтягиванием флажками, подкарауливанием на привале, скрадыванием мышкующего зверя и некоторыми другими является самой интересной, самой захватывающей.

Охота на лису с гончейОхота на лису с гончей

В этом отношении с гончими может конкурировать ловля лисы борзыми в степных областях, но эти два способа не встречаются в одних и тех же местах и потому, строго говоря, несравнимы. Гон по лисе смычка настоящих лисогонов гораздо верней, ровней и вместе с тем азартней, чем по зайцу. Поэтому он необычайно увлекателен. Для охоты на лисицу лучшей рабочей единицей является именно смычок. С одной стороны, он придает охоте больше красоты, чем одиночка, а, с другой, он не наводит на зверя такого панического ужаса, как стая, от которой лисица слишком быстро норится. Добычлива может быть охота и с хорошей одиночкой, но, конечно, гон одной собаки, как бы ни был хорош ее голос, никогда не будет так горяч и красив, как гон дружного смычка.

  • По чернотропу лиса почти никогда не ложится в норе и гончие находят и поднимают ее в лесу. Бывает, что после неудачного ночного промысла лиса, недолго полежав утром, вновь принимается за добычу пищи днем, и гончим приходится разыскивать ее и добираться к ней по свежему жировому следу.

Есть гончие настолько пристрастные к лисе, что, напав на жировой след ее, они добирают жирующего зверя на любом расстоянии и начинают гнать его сплошь и рядом за два - три километра от места, где первоначально натекли на жировку. Такие собаки часто имеют добор по красному (то есть отдачу голоса на жировом следу) и это очень ценно, так как, привязываясь к следу и добывая зверя далеко от начала своего розыска, собаки без добора будут потеряны охотником. Изредка взбрехивая на лисьей жировке, гончие подаются вдаль, и охотник старается не отстать от них. Но вот собаки добрались к зверю вплотную, заставили его помчаться наутек и, наконец, заварили по горячему. Гон идет сначала удаляясь по прямой, но скоро переходит на большой круг. Гон ровен и очень азартен, голоса собак звучат во всю силу, со всеми фигурами, на которые они способны.

Охота на лису с гончейОхота на лису с гончей

Комбинированный способ охоты на лису с гончими

В таких местах, где лисицы быстро норятся от гончих, случалось по белой тропе с успехом применять, так сказать, комбинированный способ охоты. Можно использовать обыкновенные окладные флажки на шнуре. Как только лисица норилась, взять собак на смычок и затыкать нору лесным хламом настолько плотно, чтобы лисица не могла вылезти, пока отводишь гончих домой и принесешь оттуда флажки.

Вернувшись к норе с полным комплектом флажков, обтягивай ими участок леса вокруг норы, затем освобождай нору от затыкавших ее сучьев и пеньков и уходи до утра. При этом надо делать оклад такой величины, чтоб лисе, выбравшейся ночью из своего заключения, хватало простора и чтобы по крайней мере до самого утра она могла заниматься поисками выхода из положения и не разочаровалась в этом деле до нашего с товарище прихода к окладу.

Важным условием такой охоты с гончими на лису является такое расположение оклада, при котором нора оказывалась бы с краю, вблизи линии флажков, хотя и не на виду у нее.

Пораньше утром мы вдвоем являлись на место, приближаясь к окладу с той стороны, где была нора. Близость ее к линии флажков давала возможность заткнуть пору, прежде чем зверь, заслышавший приближение людей и вообще уже настроенный тревожно, успеет снова спрятаться в этом убежище.

После этого охота на лису с гончей производилась, как и во всяком офлаженном окладе: один из охотников становился на предполагаемом ходу зверя, а другой исполнял обязанности загонщика. Некоторые охотники в помощь гончим держат фоксов, которых приучают замирать у ног стрелка на лазу во время гона и которые при надобности берут зверя в норе или выставляют его оттуда под выстрел.

Ходы лисы

Лисьи лазы под гончими очень типичны и определенны. Прежде всего лисица под гончими обязательно побывает на норах, как будто проверит возможность в крайности спастись в них. Затем, очень характерными ходами тонной лисицы являются лесные тропки и неторные дорожки, довольно верным лазом обычно оказываются перекрестки и развилки таких дорожек.

Нередко лазы лисицы под гончими совпадают с белячьими. Она, как и этот заяц, предпочитает закрытые места. Поэтому обычен ее ход там, где лесные участки сходятся друг с другом углами. Здесь лисица до последней возможности бежит лесом, чтобы перескочить открытое пространство в самом узком месте и скорее очутиться снова в лесу. Если в лесу есть поляны, то лисица предпочитает огибать их чащей или пройти под сводом насаждения как бы по касательной к углу чистины. Бывает, что из-под паратых гончих она словно вынуждена пересечь поляну. Но и в этом случае лисица проявляет свое стремление к укрытиям: через поляну она мчится там, где окажется куртинка деревьев или кустов, хотя бы торчат единичные деревья, или, наконец, в крайнем случае, где лежит крупная валежина.
Однако большинство лисьих лазов, несмотря на их приметность, не поддаются точному определению, не укладываются в стандартные рамки. Иногда по опыту прежних охот в данной местности охотник инстинктивно и верно определяет, где пройдет тонная лисица.

При постоянной охоте на лису с гончей в одних местах, не трудно изучить ходы местного зверя и научиться понимать их. Но опытный и наблюдательный человек способен угадать лаз и там, где охотится впервые: он как бы обладает чувством лаза.

Следует отметить, что после неудачного выстрела, гонная лисица чаще всего торопится в нору, а также то, что в глубокие рыхлые снега она частенько пользуется для своего спасения проезжей дорогой, как русак. Лисица не может так двоить и троить след, так его путать и делать такие скидки, на какие способны зайцы. Однако она умеет ловко использовать различные условия, затрудняющие работу гончей. Так, например, она не прочь пробежать по льду, с которого снег сметен ветрами и на котором след совершенно теряет свою пахучесть, она нередко использует песчанистые обрывы, пробежав по которым, тоже сбивает собак.

Хорошо известен охотникам прием лисицы, очень опасный для собак, использование зверем железнодорожных путей. Задерживаясь на этих путях над разбиранием гонного следа, забитого посторонними железнодорожными запахами, гончие нередко попадают под поезда. Вот почему охота с гончими вблизи от железнодорожого полотна очень опасна для собак там, где много лисиц.

Немалую опасность для гончей представляет и склонность лисицы бегать по льду только что замерзших в конце осени озер и рек: лед, выдержавший легкого зверя, проламывается под собакой и она попадает в воду. Стараясь выбраться из полыньи, гончая карабкается на тонкий лед, который снова и снова обламывается. Если охотник и заметит беду, он все равно иногда не может спасти гонца от гибели.

Охота на барсука с гончей

Барсук попадается гончим очень редко, во-первых, потому, что это ночной зверь, во-вторых, потому, что обычно уже вскоре после открытия охоты с гончей этот зверь залегает на зимнюю спячку в нору; кроме того, барсук у нас вообще немногочислен. Таким образом, охота на барсука с гончей совершенно случайна.

Охота на барсука с лайкойОхота на барсука с лайкой

Если барсук почему-либо не успел убраться в нору на дневку, когда гончие пущены в лес, они легко могут на него натечь и погнать. Большинство гончих охотно гонит этого зверя и гон по нему, начинаясь с добора, пока собаки еще не насели на него вплотную, быстро становится горячим, ровным и азартным. Так как барсук не может быстро бегать, гончие вскоре догоняют его. Настигнутый собаками барсук садится в оборону, стараясь обеспечить свой тыл толстым деревом или густым кустом.

Облаивание барсука на месте имеет характер, совершенно отличный от гона, голоса гончих звучат, как лай на чужого человека, конечно, так же, как это бывает и при остановке рыси.

Случается, что злобные гончие сами берут барсука и душат его, но на это способны далеко не все собаки, даже хорошо берущие лисиц и подростков волков. Если гончие сами не справились с барсуком, то его стреляют из ружья или просто бьют палкой по носу, разумеется, с большой осторожностью, чтобы не задеть собаку.

С барсуком нужно быть очень осторожным и не трогать, пока он подает признаки жизни, так как хватки (укусы) этого зверя очень болезненны и долго не заживают.

Охота с гончими видео

Охота на лису с гончими смотреть видео