По ценности шкурки лесная куница занимает одно из первых мест. С незапамятных времен этот зверек служит объектом промысла, а его шкурки - предметом оживленной торговли.
Лесная куница - житель лесов. Она населяет таежные, смешанные и широколиственные леса европейской части РФ. В настоящее время, она встречается во всех лесах этой части страны, проникая по облесенным долинам рек глубоко в лесостепь и лесотундру. В Зауралье лесная куница широко распространена до Оби и Иртыша, а местами она проникла и на правобережье этих рек. На Кавказе куница населяет северные предгорья, леса Главного Кавказского хребта и Аджарии. За пределами нашей страны лесная куница обитает во всей Западной Европе, включая Британские острова.
Лесная куница
Ближайший родственник лесной куницы - соболь. В местах совместного обитания эти виды дают гибридов - кидусов, часть из которых способна к размножению. На юге и юго-западе области распространения лесной куницы обитает второй биологически близкий к ней вид - каменная куница. Внешне она очень похожа на лесную. Их можно различить главным образом по цвету и форме горлового пятна: у лесной куницы оно преимущественно желтое, оранжевое и только иногда светлое почти белое, а у каменной - преимущественно белое и только изредка желтовато-белое. Но у лесной куницы пятно или не доходит до груди, или заходит а нее клином между передних лап, а у белодушки всегда заходит концами на передние лапы, но никогда не захватывает грудь между ними.
Лесная куница - один из самых приспособленных к лесу хищников. Она одинаково искусно ловит мелких мышевидных грызунов, птиц, спящих в снегу и в дуплах, и таких отличных древолазов, как белка. Ловкий и сильный хищник успешно нападает даже на глухаря и зайца-беляка, превосходящих его по весу в три-пять раз. Известны случаи нападения лесных куниц на молодых и даже взрослых самцов косуль.
Помимо птиц и мелких млекопитающих, лесная куница поедает различных насекомых и их личинки, лягушек, ящериц, яйца птиц, мед, ягоды и плоды. Однако повсеместно основное значение в питании этого хищника имеют мышевидные грызуны главным образом серые и рыжие полевки. В северной и центральной частях страны в рационе лесной куницы существенную роль играют боровая дичь и белка. На юге куница более растительноядна я наряду с полевками потребляет много диких плодов и ягод.
В старой зоологической литературе и в отдельных более поздних работах указано, что лесная куница, питаясь главным образом белкой, является основным врагом этого грызуна и влияет на его численность. Целый ряд ученых в противоположность этому доказывал, что куница, хотя и поедает белку, не может влиять на ее численность, так как выедает очень незначительную часть беличьей популяции.
До сих пор вопрос этот не изучен с достаточной полнотой. Однако можно считать установленным, что влияние хищника на численность белки зависит от обилия основного корма куницы - мышевидных грызунов, а также от численности самой белки. Когда мало мышевидных, куница усиленно преследует белку. Если численность белки в это время невелика, то влияние хищника на беличью популяцию возрастает и может повлечь снижение численности ее. При обилии мышевидных куница реже ловит белку, даже когда ее много. Обилие рябчика и урожай плодов рябины еще более снижают влияние хищника на белку. Наоборот, влияние куницы на беличьи популяции резко возрастает в годы, когда мало не только мышевидных грызунов и рябчика, но и самой белки.
В этом, по-видимому, кроется основной механизм взаимодействия популяций куницы и белки в наших лесах. Полностью же отрицать влияние весьма многочисленной сейчас лесной куницы на численность белки нельзя.
Образ жизни лесной куницы
Питание лесной куницы несколько меняется в зависимости от сезона. Зимой существенное значение приобретают тетеревиные птицы и белка. Весной, после стаивания снега, и летом их значение падает, но увеличивается роль мелких воробьиных птиц, насекомых; в рационе хищника появляются яйца птиц.
Лесная куница - оседлый зверек. Расселяется в новые места молодняк после распада вывода. Старые особи подолгу живут на одном месте. Перекочевок на большие расстояния, как это делают белки и песцы, куницы не производят.
До 1929 года считалось, что гон у куниц, так же как и у соболей, происходит в феврале-марте. Многие охотники, наблюдая по следам весеннее оживление зверьков, их погоню друг за другом и драки, и сейчас полагают, что гон проходит вес. Однако разведением в неволе доказано, что и куница и соболь спариваются в июле-августе, а беременность у них длится 8-9 месяцев. Вскоре после гона оплодотворенные яйцеклетки приостанавливаются в развитии и в таком состоянии лежат в полости матки до марта. За полтора-два месяца до родов развитие зародышей возобновляется и протекает обычным образом. Весеннее же оживление зверьков получило название ложного гона. Причины его пока не ясны. В последние годы появились сведения, позволяющие предполагать, что в это время зверьки разбиваются на пары, которые занимают определенный участок и в период гона спариваются.
Лесная куница
Молодые родятся в апреле - начале мая. Известны более ранние пометы - мартовские и даже февральские, но последние единичны. В выводке бывает от одного до восьми, в среднем три-пять щенков. Они родятся слепые, прозревают на 32-36-й день, на 40-й день у них появляются зубы. В полуторамесячном возрасте переходят на животную пищу. Молодые быстро растут и к сентябрю почти достигают размеров взрослой особи. В это время выводки распадаются и молодняк расселяется. На сентябрь приходится наибольшее количество случайных встреч куниц в лесу, так как неопытный молодняк часто бегает днем, забегает в несвойственные кунице стации и не проявляет осторожности.
Часть молодняка гибнет в первый год жизни. Есть сведения, что уже к осени погибает примерно 25 процентов приплода. В период лактации щенки гибнут преимущественно от недоедания, а во время выхода из гнезд и распада выводков - в основном от хищников. Молодые куницы гибнут и от болезней. Установлено, что у сеголетков чаще, чем у взрослых куниц, встречаются гельминты лобных пазух и легких, а заражение бывает более сильным. Оба гельминтоза довольно опасны для куницы, вызывают истощение и могут послужить причиной гибели зверьков.
Эти инвазии широко распространены в популяциях лесной куницы северных областей, Урала, Предуралья, Прикамья и Среднего Поволжья. Развитие инвазий то усиливается, то ослабевает. В годы их усиления охотники иногда находят трупы куниц, чаще всего в стогах сена на лесных покосах. Погибают и молодые, и взрослые куницы. Гельминтозы обычно усиливаются в малокормные годы, поэтому гибель зверьков происходит от комплексного воздействия гельминтов и недоедания. При обилии кормов зверьки легче переносят инвазию. На Кавказе описана гибель лесных куниц от легочной инвазии, вызванной другим паразитом.
Взрослые лесные куницы редко становятся добычей более сильных хищников. На случайно подвернувшуюся куницу нападают лисица, волк, росомаха, рысь и филин. На молодых куниц нападают также крупные совы. Хищники, поедающие те же корма, что и куница, обычно не могут с нею серьезно конкурировать и тем самым повлиять на ее численность. Лесная куница - более универсальный хищник и ассортимент поедаемых ею кормов значительно больший, чем любого из конкурентов.
Численность лесной куницы
На численность лесной куницы из числа биотических факторов влияют, как говорилось выше, в основном состояние кормовой базы и гельминтозы. Действуют они взаимосвязанно. Решающая роль принадлежит кормам, а инвазии только усугубляют истощение зверька от недостатка пищи. Оба фактора влияют на интенсивность размножения лесной куницы, вызывая гибель части зародышей в утробе матери и тем уменьшая размеры помета. В период лактации истощенные самки не могут прокормить всех детенышей и слабые погибают. После зимы, в которую ощущался недостаток кормов, прирост поголовья уменьшается; в следующем промысловом сезоне среди добытых зверьков бывает всего около 40 процентов сеголетков, тогда как при благоприятных кормовых условиях они составляют 55-70 процентов.
Последствия голодной зимы могут проявляться в течение двух лет, так как не все самки приходят летом в течку. Основную часть прохолоставших, после голодной зимы, самок составляют обычно молодые особи.
В голодные годы увеличивается отход зверьков. Это тоже сокращает популяцию. Однако пока трудно судить, что более влияет на численность: отход взрослых особей или падение интенсивности размножения.
Наиболее сильные изменения численности куницы под влиянием биотических факторов происходят на севере и северо-востоке ареала вида, наименьшие - в южной части. В северных областях страны численность куницы меняется от пика к спаду примерно вдвое; последний пик наступил на десятый год после предыдущего. Примерно такую же периодичность имели спады и подъемы добычи куницы в России в 19 веке. В начале текущего столетия естественная динамика численности лесной куницы была подавлена более сильнодействующим фактором - интенсивным промыслом.
Перед первой мировой войной добыча лесной куницы в России не превышала 20 тысяч шкурок в год. Война резко уменьшила влияние промысла. Численность куницы восстановилась. В сезоне 1924/25 года было заготовлено примерно 60 тысяч шкурок лесной куницы. В дальнейшем заготовки сначала медленно, потом все быстрее пошли вниз и к середине тридцатых годов опять оказались на предвоенном, чрезвычайно низком уровне. Чтобы восстановить запасы куницы, потребовались специальные запреты промысла ее.
Охота на лесную куницу
После второй мировой войны на промысел куницы были введены лицензии. Несколько упрощенная лицензионная система на куницу действует и сейчас. Добыча лесной куницы в каждом административном районе страны, нормируется в соответствии с запасами зверька и возможностями их воспроизводства за счет размножения.
Добывать лесную куницу могут только охотники, имеющие соответствующие договоры с заготовительными организациями.
В результате лицензионной системы использования запасов лесной куницы численность ее повсеместно высокая, а заготовки шкурок достигли такого уровня, какого не было в России почти сто лет. Особенно много шкурок лесной куницы заготовляют в Архангельской, Вологодской, Кировской, Пермской, Свердловской областях. В этих областях куница определяет сейчас экономическую заинтересованность в добыче пушнины охотников-промысловиков, так как дает им не менее половины доходов от пушного промысла.
Добывают лесную куницу в большинстве случаев с ружьем и лайкой. Часть зверьков ловят самоловами, преимущественно капканами. На Северном Кавказе, в Костромской области и в некоторых других районах самоловами добывают более половины куниц. Ставят их с мясными приманками, которые предварительно проквашивают. Самоловный промысел особенно добычлив в годы недостатка корма, когда зверьки в поисках пищи много ходят и не проявляют осторожности. При обилии кормов эффективность самоловов очень, низкая. Особенно плохо идет куница в самоловы в годы урожая рябины. В это время трудно добывать куницу и с собакой, так как зверьки ходят мало, редко спускаются на землю и трудно встретить свежий след. В такие годы заготовки шкурок куницы резко снижаются, как это было в промысловом сезоне 1964/65 рода.
Значение шкурок лесной куницы в бюджете охотника наряду с высоким спросом на них на внутреннем и внешнем рынках определяет хозяйственную ценность этого вида. Некоторый вред, приносимый куницей уничтожением белок, тетеревиных птиц и зайцев, во-первых, сильно изменяется по годам и иногда бывает не так уж велик, во-вторых, в значительной степени окупается ценностью шкурки. Поэтому нецелесообразно уничтожать куницу даже в специализированных спортивных охотничьих хозяйствах. Отдельные призывы сокращать и ограничивать численность лесной куницы в интересах воспроизводства запасов белки мы считаем несвоевременными и ошибочными.
Целесообразно и впредь рационально использовать запасы лесной куницы, изымая из популяций в соответствии с экологическими условиями года от 25 до 40 процентов промыслового запаса. Охотоведческой наукой разработаны основы для такого использования. На этой основе есть возможность поддерживать численность лесной куницы на оптимальном уровне и обеспечивать ежегодный высокий выход шкурок этого зверька.