Развитие охотничьего хозяйства всегда было тесно связано с - успехами биологии. В свою очередь биология и особенно экология животных много получили от охотоведов и охотников. Достаточно напомнить, что ряд крупных биологов работали в области охотничьего хозяйства и промысла. Можно назвать имена академика М. А. Мензбира, профессоров Б. М. Житкова, А. Н. Формозова, В. Г. Гептнера, С. П. Наумова и многих других. За рубежом в охотничьем мире широко известны биологи П. Эррингтон, Л. Сиивонен, О. Калел, Ю. Коскимис и др.
Охотничьи животные
В последние десятилетия биология бурно развивается в результате широкого контакта со смежными естественными науками и проникновения в нее идей, методов и принципов физики, химии и математики. На наших глазах не только возникают ее новые разделы, например молекулярная биология, но создается и новая основа для развития давно существующих наук - систематики, морфологии и физиологии, экологии и биогеографии. Новые технические возможности заставляют пересматривать многие старые положения и способствуют возникновению новых разделов.
Среди последних для охотничьего хозяйства особенно важное значение имеет так называемая популяционная биология, изучающая биологические макросистемы - популяции отдельных видов и их сообщества или биоценозы. Основными проблемами популяционной биологии, имеющими важнейшее значение и для охотничьего хозяйства могут быть названы следующие:
- Динамика популяций охотничьих животных и прогнозирование изменений их численности.
- Структура популяций, внутри- и межпопуляционные отношения и связи как естественные механизмы поддержания уровня численности животных.
- Формы и способы общения животных как основа их поведения; изучение механизмов внутривидовой и межвидовой сигнализации и разработка методов управления поведением животных в природных условиях.
- Роль и значение фактора эксплуатации охотничьих животных в динамике их популяций как биологическая основа разработки техники охоты.
- Изучение экологии отдельных видов и их взаимоотношений со средой для разработки мер повышения уровня численности и улучшения их качества.
Для нашей страны с ее необозримыми просторами и разнообразием охотничьих угодий эти общие биологические проблемы имеют первостепенное значение. С этими же в сущности вопросами сталкиваются и работники других областей сельского хозяйства и здравоохранения. Здесь давно существуют хорошие традиции обмена опытом, а часто и совместной работы.
Изучение динамики численности животных, несомненно, занимает первое место, являясь подлинной биологической основой охотничьего хозяйства. В современной экологии животных - это центральная проблема, интенсивно разрабатываемая во всем мире. Все признают, что изменения или колебания численности представляют не случайное, как думали раньше, а закономерное явление, выражающее реакции популяции на внешние воздействия - изменения погоды обеспеченности пищей, числа врагов и паразитов, конкурентов и, наконец, изменения плотности самой популяции. Однако механизмы и особенности динамики численности многих видов и тем более отдельных популяций разных видов изучены еще недостаточно. Продолжаются споры и относительно основы динамики.
После сравнительно кратковременного увлечения теорией так называемых биологических циклов, причины колебаний видевшей во взаимоотношениях видов в биоценозе, большинство биологов под влиянием идей американского энтомолога Р. Чэпмана увлеклось идеей климатических циклов. Эта теория искала причины колебаний численности в изменениях внешней обстановки и прежде всего климатических условий, воздействующих на животных как прямо, через теплообмен, терморегуляцию и водный обмен, так и косвенно, через запасы пищи или сожителей - партнеров по сообществу. У нас эти взгляды также нашли немало горячих сторонников.
Однако ограниченность обоих точек зрения выяснилась довольно скоро. Приверженцы каждой из них обращали внимание лишь на одну из сторон динамики популяций и, как это часто бывает, гипертрофировали значение открытых ими фактов. Российские исследователи пожалуй, первыми обратили внимание на роль и значение в динамике численности внутрипопуляционных отношений, обуславливающих определенную структуру и организацию популяций и позволяющих путем внутри- и межпопуляционных связей приспосабливаться к изменяющейся среде. Как у нас, так и за рубежом были открыты и изучены механизмы внутривидовых адаптация, обеспечивающих регуляцию размножения, передвижений, использования территории и много другого, уменьшающего гибель и повышающего выживание животных, т. е. стабилизирующего численность популяций. Происходящие при этом изменения состояния животных и структуры популяций контролируются гуморальным фактором и сопровождаются переменами в поведении животных, особенно их подвижности и в отношениях друг с другом. Надо оговориться, что эти механизмы изучены еще недостаточно. В то же время их познание открывает новые возможности не только для прогнозов, но и для активной регуляции изменений численности диких животных.
Существующая практика прогнозирования основана на сопоставлении изменений численности популяции с переменами в окружающей среде. Она позволяет со значительной долей вероятности определить общие тенденции изменений, но обычно не дает возможности предсказать количественную сторону изменений.
Отсюда ясна необходимость глубокого и комплексного изучения динамики популяций, объединяющего усилия экологов и морфологов, физиологов и биохимиков, генетиков и математиков. Особого внимания заслуживают методы математического моделирования находящие в экологии животных все большее применение.
Важнейшей задачей, имеющей прежде всего практическое значение, должно быть изучение вида как сложной системы популяций. Каждая из таких популяций, называемых географическими или независимыми, занимая зону сходного благоприятствования, Обладает своим ритмом жизненных явлений и ходом изменений численности Формозов. Как правило, они распадаются на более мелкие группировки - так называемые экологические и элементарные популяции, связанные постоянным взаимодействием. Часть из них образует постоянные поселения животных в стациях или очагах переживания. другие существуют лишь временно, занимая временно благоприятные места обитания. При миграциях и особенно расселении молодняка происходит обоюдный или односторонний обмен особями между этими популяциями, что имеет огромное значение для их динамики.
Так, многочисленные данные показали, что степень устойчивости, а во многих случаях и уровень численности географических популяций связаны с их расчлененностью.
Занимающие большие и однообразные пространства и поэтому не расчлененные на более мелкие группы, популяции могут достигать временами высокой плотности, но обычно неустойчивы и подвержены вымираниям. Наоборот, в мозаичных ландшафтах популяции распадаются на подчиненные группировки, что позволяет переживать даже
крайне неблагоприятные ситуации и обеспечивает устойчивость их численности. Изучение и детальное крупно масштабное картирование размещения охотничьих животных, выявление числа и границ отдельных популяций необходимо как для прогнозирования численности, так и для хозяйственно-мелиоративных мероприятий. До сих пор на это обращают мало внимания.
Проникновение в биологию кибернетики и возникновение бионики открывают новые возможности и для охотничьего хозяйства. Изучение поведения и особенно средств и способов общения животных создает основу для управления поведением даже значительных масс диких животных. Особенно важны с этой точки зрения безусловные рефлексы, ответственные за устойчивые, строго детерминированные формы поведения. Они связаны с биологически наиболее ватными сигналами бедствия, стадно-то поведения, пищевыми и т. п. и могут быть звуковыми, зрительными, химическими, тактильными и др. Быстро расширяется удачный опыт их применения в борьбе с вредными видами. Пока используют преимущественно отпугивающие сигналы, но в охотничьем хозяйстве еще большее значение могут иметь привлекающие сигналы. Глубокое изучение ориентации животных откроет и механизмы, определяющие ту или иную структуру популяций, с которой связаны размножение и передвижения животных.
Важнейшее значение в охотничьем хозяйстве имеет вопрос о влиянии самой охоты на численность, состояние и качественный состав популяции животных. Он хорошо освещен для промысловых рыб, но значительно хуже для охотничьих животных. Бытовавшее до недавнего времени представление о естественной и независимой от нее промысловой смертности должно быть отброшено. Доказано, что добывание животных обязательно меняет естественную смертность и динамику их стада. Но крайней мере, до известных пределов усиление промысла снижает естественную смертность, увеличивая одновременно воспроизводительные способности популяции.
Однако степень такого положительного влияния зависит не только от норм отстрела или отлова, но также от способов добывания и особенно от времени охоты. Наиболее рациональны сроки вскоре после прекращения размножения, т. е. при сезонном максимуме численности. Это положительное влияние промысла обеспечивается так называемым эффектом компенсации, открытым независимо друг от друга С. А. Северцовым и американским экологом П. Эррингтоном. В соответствии с этим законом усиление гибели от одной причины, как правило, сопровождается уменьшением, а иногда и прекращением гибели от других причин. Компенсация связана и с хорошо известным омоложением возрастного состава популяции. Но при усилении добывания и прогрессирующем омоложении возникает опасность сокращения стада производителей и вымирания популяции. Охотничье хозяйство знает много и таких примеров.
Простой перечень и самое поверхностное изложение главных проблем популяционной биологии показывает, как велико их значение для охотничьего хозяйства. Охотоведы должны уделять им самое пристальное внимание.
Дикие северные олени: изучение безусловных рефлексов, связанных с сигналами бедствия, стадного поведения, создают основу для управления даже значительными массами животных.