Попробую поделиться своим опытом, мыслями, наблюдениями. Небольшое отступление, сам я выпускник музыкальной школы по специальности “баян”. Навыки игры на гитаре, фортепиано, ударной установке я получил уже после окончания школы, даже скажу так – заниматься этим я начал через 2 или 3 года после окончания школы. Навыки приобретал как занимаясь и изучая все самостоятельно, так и занимаясь с репетиторами. Итак, мое повествование.
“Вау! Научи меня так же” – эту фразу, в той или иной интерпретации, я слышал много раз, когда играл на инструменте в разных компаниях на разных мероприятиях. Мне, безусловно, интересно делиться с кем-то своими знаниями и умениями, но хочется, чтобы мои старания не прошли даром, хотя бы по той простой причине, что я трачу на это свое время и силы, готовлю каждое занятие и стараюсь проявит подход. Я беру пример со своих учителей и наставников и очень не хочу “упасть в грязь лицом”. Потому мой ответ обычно звучит так “Да, конечно! Но не прямо сейчас. Вот мой номер, позвони мне, когда тебе будет удобно, и мы договоримся о занятиях”. Таким образом, как бы это не выглядело, я выясняю – действительно ли человек хочет научиться или же его фраза была сказана “просто так” или из вежливости, что ли. Скажу честно – редко кто перезванивает и напоминает о своей просьбе. А теперь о перезвонивших.
Да, все-таки есть и были люди которые перезванивали и напоминали о своей просьбе. С ними я сразу ставил правило – занятия строго индивидуальны! Я далеко не профессионал, и действительно стараюсь готовить каждое занятие, составляю план на листочке, повторяю тот материал, что мог забыть и присутствие постороннего лица (друг, подруга, жена, теща, любимая собака) будет меня отвлекать. Итак, как учить?
Первоначально я сразу оговариваю, что ученику необходимо обзавестись своим инструментом и стараться уделять занятиям как можно больше времени, хотя бы час в день (мне в свое время рекомендовали по 2 часа, но я, ввиду своей подростковой распущенности, игнорировал этот совет). Я встречал много точек зрения – где-то пишут, что начинать надо с ознакомления с музыкальной грамотой, где-то – что с нарабатывания техники, никаким образом не углубляясь в теорию, а уж как я начинал учиться в первом классе – я вообще не вспомню. Потому, немного поразмыслив и посоветовавшись в своем намерении учить людей со своим учителем, я решил начать со всего и сразу, попутно объясняя, как техники, так и музыкальную грамоту, акцентируя свое внимание на слабых местах своего воспитанника.
НО! в первую очередь – посадка за инструментом и постановка рук! Я твердо уверен – какого бы уровня не хотел достигнуть человек – будь то “профессионально играть на фортепиано” или “петь во дворе песни под гитару” – база должна быть базой. Правильная посадка и постановка рук – огромный и важный шаг на пути обучения и упускать его из виду нельзя.
Далее – упражнения на технику арпеджио, гаммы. ОП! а вот и первое столкновение с музыкальной грамотой. Игра под метроном, который можно скачать по ссылке http://guitarist1.ru/skachat-metronom-besplatno-na-kompyuter.html, - повод рассказать о длительностях, размерах, паузах, вступлениях из-за такта. Ну а далее – разбор композиций, от простого к сложному. Во время моего обучения в музыкальной школе, в нашем классе у учителя над столом висел рекомендуемый план домашних занятий. За сроком давности я его возможно позабыл, но попытался воспроизвести и рекомендовать свои воспитанникам (с учетом того, что я рекомендую им заниматься минимум по часу в день) 20 минут – работа над техникой (упражнения, гаммы), 20 минут – подбор по слуху, 20 минут – разбор нового произведения. + дополнительное время на повторение пройденного материала и разученных произведений. Отдельно уделяю внимание пункту 20 минут – подбор по слуху. Я слышал такую фразу “у меня нет слуха”, много раз и я еще с подросткового возраста не устал и не устану повторять – слух есть у всех! Его надо только развить!
И так, как будто снежный ком, от простого к сложному, медленно и терпеливо проходят мои занятия. Признаться – для меня процесс обучения кого-либо не только в радость (ведь это возможность поделиться с кем-то знаниями), но и, как говорится, – повторение – мать ученья! На данный момент в моем списке один воспитанный мною ударник, четыре гитариста, двое из которых уже у меня не занимаются, и один пианист, который сейчас занимается с репетитором (по замечаниям репетитора – начальные объяснения, данные мной, были верны).