Может ли ружье, несмотря на кучный и резкий бой, не убивать, а только ранить стреляемую дичь? Ряд товарищей, опираясь, как правило, на воспоминания, упорно отстаивает версию о существовании живительных ружей. По их мнению, летящий снаряд обладает не только живой силой (кинетической энергией) и определенной плотностью, но и какой-то другой, сверхестественной способностью умерщвлять, причем попадаются отдельные ружья, лишенные этой способности.
Ружье гладкоствольное МР-27М "Юниор"
В большинстве случаев выясняется, что речь идет не об отсутствии умерщвляющей способности, а просто об очень скверном бое ружья. Однако кое-кто, утверждает, что одной кучности и резкости боя недостаточно, чтобы убивать дичь намертво. Они сравнивали два побывавших у него в руках ружья, из которых одно имело резкий и кучный бой, но живило, а другое, несмотря на неудовлетворительную резкость, било и уток и волков наповал.
Оставляя в стороне действие на крупных животных пуль различной конструкции, остановимся на ранениях, производимых дробью, т. е. снарядом, состоящим из сравнительно большого числа шарообразных свинцовых тел. Кинетическая энергия, которую снаряд оставляет в животном, равна сумме кинетических энергий тех нескольких дробин, которые попали в его тело. Следовательно, чем крупнее дробь, чем выше скорость, которую она имеет в момент удара, и чем большее количество дробин попадает в тело дичи, тем сильнее оказывается ранящее действие снаряда.
Поэтому для стрельбы по уткам и гусям, для которых требуется особо сильный бой, применяют ружья крупных калибров со снарядом дроби весом в 36 и более граммов. Это позволяет стрелять более крупными номерами дроби, сохраняя при этом достаточную плотность дробовой осыпи. Более подробно можно ознакомиться с охотничьим оружием на сайте. Необходимо только помнить, что слишком крупная дробь пробивает дичь навылет, причем каждая дробина на разрушение тела животного затрачивает только часть своей энергии; остаток энергии выносится вместе с дробиной и остается неиспользованной.
Учитывая, что число дробин крупного номера в снаряде определенного веса сильно сокращено, а следовательно, плотность осыпи уменьшена во много раз, мы приходим к выводу, что употребление по дичи крупных номеров дроби не увеличивает, а, наоборот, снижает эффективность ее действия по цели. Невыгодна и слишком мелкая дробь, несмотря на то, что она обеспечивает, с одной стороны, большое количество попаданий, а с другой - передачу всей своей кинетической энергии. Дело в том, что в теле животного мелкая дробь очень быстро теряет свою энергию и успевает проникнуть всего на несколько миллиметров под кожу. При этом все жизненно важные органы остаются неповрежденными, и если у животного не наступил шок, то оно, как правило, от охотника уходит.
Если форма деформирующихся и дробящихся пуль чрезвычайно разнообразна, то форма дроби всегда близка к шарообразной. Поэтому на характер ранения влияет только диаметр дроби. Чем он больше, тем больше и диаметр раневого канала, а вместе с тем и размеры произведенных разрушений. Если ранящий снаряд проникает в ткани организма со сравнительно небольшой скоростью (резкостью), то он их только раздвигает или рвет в непосредственной близости от раневого канала.
Напротив, при высоких скоростях ранящего снаряда ткани тела разрушаются на значительном расстоянии по периферии в глубину. Кроме того, при попадении такого снаряда в органы с более или менее мягкой консистенцией (мозг, печень) или в органы, наполненные жидкостями (мочевой, пузырь), происходит быстрое нарастание гидравлического давления и разрыв (эксплозия) органа, так называемый гидродинамический эффект.
При попадании ранящего снаряда параллельно к тканевым структурам или под малым углом к ним происходит соскальзывание снаряда, связанное с минимальными разрушениями. Такое соскальзывание особенно часто происходит при незначительных скоростях ранящего тела. Например, при попадании снаряда перпендикулярно к тканевым образованиям разрушения бывают наиболее сильными.
Зависимость характера ранения от особенностей поврежденной ткани не требует пояснений. Снаряд, имеющий достаточно энергии, чтобы проникнуть в полость тела и разрушить какой-нибудь жизненно важный орган, встречая кость, плющится или соскальзывает с нее, оставаясь в поверхностных слоях мускулатуры. С другой стороны, ткани, в состав которых входит довольно много воды, могут давать взрывной эффект. Помимо того, что разные ткани оказывают снаряду различное сопротивление, неодинаково и их собственное значение для организма и отправления его жизненных функций.
Характер ранения имеет очень большое влияние на последствия его. Однако надо помнить что при одних и тех же повреждениях одна особь может выжить, а другая - погибнуть, у одной может произойти шок, а у другой шока может не быть.
Когда дробь, возможно, что и одна дробина, разрушает сердце, стволовую часть мозга, печень, легкие, одним словом органы, жизнь без которых невозможна, животное неминуемо гибнет. Но смерть в большинстве случаев наступает не сразу и дичь успевает отлететь или отбежать на значительное расстояние.
Еще хуже обстоит дело в тех случаях, когда в результате ранения возникает наружное или внутреннее кровоизлияние, В этих случаях смерть наступает спустя несколько минут после ранения и дичь успевает скрыться от охотника, становясь добычей ворон.
Поэтому все охотники стремятся тому, чтобы дробовой выстрел вызывал у дачи.смерть от шока или просто шок. Шоково-рефлекторная реакция организма на травму, в результате которой наступает запредельное торможение центральной нервной системы. Причиной возникновения шока является чрезмерное раздражение нервных окончаний. В результате такого торможения наступают глубокие расстройства кровообращения: полнокровие и отек печени, легких и мозга и в то же время катастрофическое падение кровяного давления. Все эти изменения сопровождаются полным и мгновенным расслаблением мышц, в силу чего летящая птица падает вниз, как тряпка. Фактическая смерть от шока наступает несколько позже, причем ее непосредственной причиной является кислородное голодание мозга, вызванное прекращением нормального кровообращения.
В большинстве случаев ранения, вызывающие шок, выводят одновременно из строя и какой-нибудь жизненно важный орган. В таких случаях бывает трудно сказать, что явилось истинной причиной смерти.
Уже этих сведений по раневой баллистике достаточно, чтобы понять всю несостоятельность поверия в живительные ружья. В то же время установление причин, которые вызвали те или иные последствия ранения, довольно сложно и недоступно без специальной подготовки. Поэтому во всех случаях, когда ружье от выстрела к выстрелу дает только раненую дичь, надлежит заняться проверкой боя. Ружье должно быть испытано на кучность, постоянство и меткость боя и, кроме того, должна быть сравнена его резкость с резкостью ружья, в котором она хорошо выражена. Если все перечисленные элементы окажутся удовлетворительными, то причину приходится искать в самом стрелке. Чаще всего охотники или попадают в дичь только краями дробовых снопов или стреляют на слишком близкие, либо на слишком далекие дистанции. В силу этого они и терпят неудачу.