За последние 7-8 лет наши друзья из Германии достигли значительных успехов в собаководстве. Они располагают всеми известными у нас породами легавых и норных собак, активно работают с немногочисленными, но перспективными вахтельхундами и немецкими охотничьими терьерами. Наиболее популярны в Германии, естественно, отечественные породы. Но одна из этих пород, а именно дратхаар, пользуется у немецких охотников особой любовью.
Жесткошерстная легавая
К выведению жесткошерстной легавой немецкие собаководы приступили в конце прошлого столетия. Сведения о жесткошерстной легавой более раннего периода (например, у Сабанеева) следует отнести к старонемецким легавым, носившим то же название и послужившим материалом для создания современного дратхаара-жесткошерстной легавой.
Видный немецкий кинолог О. Куршман пишет: На грани двух столетий немецкие собаководы стремились к созданию породы, пригодной для разностороннего использования: с верным чутьем, водолюбивой, злобной, быстрой и легкоуправляемой (т. е. мягкой, покладистой, легко поддающейся дрессировке). Шерстный покров должен был отвечать условиям разносторонней работы, т. е. быть умеренно длинным, жестким, шероховатым (ломаной структуры), с мягким густым подшерстком.
Для создания этого идеала использовались известные по своим рабочим качествам породы. От старонемецкой легавой заимствовались верное чутье, врожденная стойка и склонность к подаче дичи, от водяного пуделя и гриффона - наклонность к работе в воде и злобность, от пудель-пойнтера - легкоуправляемость, от курцхаара - чутьистость, общая элегантность, быстрота и выносливость, наконец, от штихельхаара (колюче-шерстной легавой) - шерстный покров.
Племенная работа проводилась по принципам: свободное разведение и через рабочие качества - к типу.
Принцип свободное разведение жесткошерстной легавой (в отличие от разведения в чистоте) означает, что селекционно-племенная работа проводится с применением скрещивания производителей разных пород.
Тот же О. Куршман считает, что в современном дратхааре примере 30 процентов кровей от пудель-пойнтера, штихельхаара и курцхаара и только 5-10 процентов - гриффона.
Так сложился современный дратхаар. В таком виде он и переселился к польским и чехословацким охотникам, к нам и в некоторые другие страны.
Несмотря на общее признание и широкое распространение этой породы, немецкие кинологи далеки от самообольщения и не склонны видеть в ней только хорошие стороны. Они продолжают совершенствовать породу, решая попутно задачу по устранению некоторых наследственно передаваемых недостатков, в первую очередь - нетипичного шерстного покрова, дефектов прикуса и крипторхизма. В последних двух дефектах кинологи усматривают явления, связанные с неумеренным инбридингом.
Для улучшения рабочих качеств, экстерьера и конституции дратхаара в Германии по сей день считается допустимым скрещивание его с гриффоном, штихельхааром, пудель-пойнтером и (ограниченно) с курцхааром. Для избежания тесного инбридинга принимаются меры к завозу новых производителей. Одновременно рекомендуется ведение породы по материнской линии с умеренным инбридингом.
На характере использования охотничьих собак в Германии сказывается отсутствие грани между промысловой и спортивной охотой. Охота в нашей стране, - пишет немецкий специалист Кубиш, - не только спорт; он занимает место, которое нельзя недооценивать. Многие тонны дичины обогащают рацион трудящихся.
Законодательство об охоте в Германии предусматривает наличие на каждые 500 гектаров охотугодий не менее одной собаки с подтвержденными на испытаниях рабочими качествами, по крайней мере в работе по кровяному следу.
Совершенно очевидно, что работа по кровяному следу выдвигается на первое место. Второе место, по сложившимся в Германии взглядам, занимают водяная работа или равный ей по значимости широкий поиск в плотных лесных местах. Затем уже следует работа в поле и равноценная ей работа по хищникам, Способности собаки задушить кошку или лисицу считается очень ценным качеством для любой породы.
Главный судья общества любителей дратхаара В. Ниман в отчете об осенних испытаниях 2000 г. требования к дратхаару сформулировал следующим образом: Работа после выстрела - главная работа собаки. Истинный собаковод должен подготовить своего питомца к испытаниям всесторонне полезных качеств, а через них достигнуть высшей цели испытаний - отличной работы по кровяному следу (с последующим докладом или оповещением лаем о найденной добыче), и четкой подачи мелкой дичи. Именно эта работа является главным содержанием современного состояния охоты.
Такое своеобразное использование легавой в Германии, естественно, влечет за собой снижение требований к тому стилю, который ценят наши охотники-спортсмены. Классическая работа легавой со всем многообразием исключительных по красоте и стремительности движений, с поразительной способностью причуивания птицы на десятки шагов - одним словом все, что мы так любим, для наших друзей не имеет большого значения. В упомянутом отчете В. Ниман выразил общие взгляды на стиль работы так: Мы ценим собаку, работающую с опущенной к следу-мордой и сосредоточенную на своей работе. Быстрый, эффектный поиск с выразительными стойками, как бы он ни был желателен и отраден, не должен мешать продвижению к главной цели.
Считая, что следовая работа требует от собаки спокойствия, рассудительности и сообразительности, некоторые кинологи предлагают изменить правила испытаний, чтобы горячий и ошалелый скакун не мог претендовать на высшие награды на испытаниях, а следовательно, и на право использования в качестве производителя.
Испытаниям в Германии уделяется много внимания. Результаты всех испытаний со всеми подробностями публикуются в журнале немецких охотников.
В 1999 г. на испытаниях участвовал 281 дратхаар. Основной его конкурент - курцхаар был представлен всего 94 собаками.
Полевая карьера собаки по принятой в Германии методике связана с выступлениями на испытаниях молодых собак, на испытаниях врожденных качеств и на испытаниях пригодности. На всех этих испытаниях расценивается работа по зайцу, чутье, поиск, стойка и послушание.
Целесообразность работы по зайцу объясняется совпадением сроков охоты на зайца (1/10- 15/1), куропатку (1/9-30/11) и фазана (1/10- 1/12). Поднятого зайца собака преследовать не должна, но должна настойчиво работать по следу, чтобы обнаружить зверя на лежке.
Высшая аттестация континентальной легавой связана с успешным выступлением на испытаниях всесторонне-полезных качеств. Собаки испытываются на работе в лесу, в воде и в поле. Особое значение придается безотказной подаче зайца и лисицы. Необходимость подачи зайца вызвана общепринятой в Германии охотой по способу котла с загонщиками: собака в этом случае сокращает процент утерянных подранков. Встречи с лисицей реже - численность этого зверя поддерживается на невысоком уровне лишь для выполнения им функций санитарной полиции. Однако подача лисицы при групповых охотах не только сокращает потери, но и производит эффект искупающий трудности, связанные с дрессировкой.
В методике испытаний преобладают требования по дрессировке; врожденные качества имеют меньшее значение: если у нас диплом 1 степени - достояние немногих выдающихся полевиков, то в Германии значительный процент собак проходит на высшую награду. Нередко даже исчерпываются все баллы, предусмотренные расценочной таблицей.
По чутью дратхаара нельзя признать безупречным. Например, в 1999 г. высшую оценку за чутье получили лишь 69% дратхааров, в то время как курцхааров, скажем, было 83%. Однако, уступая курцхаару в чутье, дратхаар превосходит его в злобности. Немецкие охотники считают это вполне солидной компенсацией.
Подготовка собак к испытаниям всесторонне полезных качеств не является простым и общедоступным делом, но, видимо, это не почитается за большую беду - преимущественно групповые охоты не требуют наличия собаки у каждого участника.
Как видно, отлично подготовленные собаки находятся в руках немногих опытных охотников и у работников лесного хозяйства.
Учитывая опыт наших друзей, уместно сделать некоторые выводы применительно, к нашему собаководству.