Без преувеличения можно сказать, что охотничье хозяйство Эвенкийского национального округа зиждется сейчас па промысле соболя. Почти что совершенно уничтоженный до революции, этот зверек сейчас стал самым распространенным хищником эвенкийской тайги. Достаточно сказать, что в 2001 году удельный вес соболя в заготовках пушнины (без продукции звероводства) достиг 81 процента. Наши лучшие соболятники добывают до 80 - 90 и более зверьков за сезон. Следует заметить, что отсутствие резких колебаний численности соболя делает доходы охотников и колхозов от промысла его устойчивыми.
Добыча соболя
В связи с большим разнообразием угодий плотность соболя в пределах округа далеко не одинакова. Она убывает с юга на север по мере смены темно-хвойной тайги чистыми лиственничными лесами и редколесьем. По данным учета, проведенного в последние годы, на одного соболя приходится от трех квадратных километров таежных угодий на юге до 20-25 квадратных километров на севере округа. В отдельных пунктах плотность соболя еще не достигла оптимальной и численность его продолжает нарастать (Ванавара, Муторай, Ошарово и др.).
Несмотря на неуклонный рост добычи соболя, возможности эксплуатации его запасов далеко еще не исчерпаны. По ориентировочным подсчетам, основанным на результатах учета и данных добычи за последние годы, к периоду размножения в 2001 году поголовье соболя в округе составляло как минимум 93-95 тысяч голов. Естественный прирост поголовья составляет ежегодно 33 процента исходной популяции. При условии отстрела 30 процентов весеннего стада (что не ведет к нарушению темпов воспроизводства) в округе можно было добыть до 30-31 тысячи соболей, то есть значительно больше фактических заготовок этого сезона.
Причины такого положения кроются прежде всего в невысоком организационно-техническом уровне промысла. Об этом следует рассказать подробнее.
Подавляющее большинство кадровых охотников ежегодно непроизводительно теряет много времени. Это результат неудовлетворительностью снабжения охотников продуктами питания и другими товарами на местах промысла. Уже через 15 - 20 дней после начала сезона промысловики вынуждены ехать в поселки для сдачи пушнины и покупки товаров.
Практика показывает, что охотники, сочетающие ружейный промысел с самоловным, имеют несравненно лучшие показатели. В этом отношении достоин распространения опыт промысловиков поселка Бурный, Байкитского района.
Внедрение капканного промысла открывает дальнейшие возможности для увеличения добычи соболя в каменистых россыпях. Угодья каменистых типов, широко распространенные в округе, по экологической ценности наиболее благоприятны для соболя. Поэтому численность зверька в них, как правило, большая. Однако при ружейном промысле в таких угодьях более половины зверьков укрываются от преследования собаки в россыпи. Совершенно очевидно, что самоловный промысел в таких местах будет значительно эффективней ружейного.
Вследствие сокращения числа охотников, а также сокращения времени их нахождения на промысле охотничьи угодья осваиваются недостаточно и неравномерно. Главным образом осваиваются участки, лежащие в долинах рек и в окрестностях населенных пунктов в радиусе до 60-80 километров. Здесь иногда наблюдается даже перепромысел. Отдаленные же участки, лежащие на водораздельных пространствах, охотники не посещают в течение десятков лет.
Для расширения площадей опромышляемых угодий необходимо улучшить снабжение охотников транспортом. В пределах округа почти единственным и незаменимым видом транспорта промысловиков являются олени. С помощью вьючных и упряжных оленей перевозятся снаряжение и жилище охотников, пушнина и т. д. Подавляющее большинство охотников при добыче соболя пользуется верховыми оленями-учугами. Каждому промысловику необходимо иметь как минимум 3-4 быка-учуга и 8-10 вьючных оленей. Однако не всегда колхозы обеспечивать охотников таким количеством оленей, нередко выделяют им истощенных быков. Большинство охотников-любителей вообще не имеет возможности пользоваться оленями, хотя применение их позволяет опромышлять территорию в 4-5 раз большую, чем при охоте пешком.
Крайне слабо внедряется в промысел авиатранспорт. Между тем с помощью самолетов и вертолетов можно забрасывать бригады охотников для освоения отдаленных участков, снабжать их продуктами и вывозить пушнину. Заготконторы ничего существенного в этом oтношении не делают, в то время как солидные средства, отпускаемые им на охотхозяйственные мероприятия, зачастую не используются.
Важным резервом увеличения доходности соболиного промысла является повышение качества сырья. В последние годы охотники округа неудовлетворительно производят первичную обработку соболя. Анализ приемо-сдаточных актов Красноярской пушно-меховой базы говорит об огромной дефектности шкурок соболя, поступающих из Эвенкии.
Главнейшими дефектами соболиных шкурок являются смолистость волосяного покрова и возникающие отсюда закаты, вытертые места и плешины, окровавленность и зажиренность волосяного покрова, дыры и разрывы, то есть такие пороки, большинство которых может быть легко устранено при самых небольших затратах путем дообработки шкурок на заготпунктах. Сюда относятся удаление смолы, жира и крови с помощью бензина или спирта, вычинка плешин и вытертых мест, зашивание дыр и разрывов. Один-два человека, могут легко справиться с этой работой. Необходимо чаще проводить инструктажи охотников и работников заготовительного аппарата о технике съемки, правки и консервирования шкурок.