Поведение рыб

 Дата публикации: 4 мая 2014

Поведение рыб определяется в первую очередь функцией их органов чувств:

  • зрением,
  • слухом,
  • обонянием,
  • осязанием,
  • вкусом,
  • и так называемой боковой линией.

Изучением поведения рыб занимаются во многих научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях, но основные исследования ведутся в Институте морфологии животных.

Зрение рыб

Многим из нас интересно знать о скрытом от нас поведении рыб, о том, как далеко рыба видит приманки, лески, какие цвета она различает, издает ли звуки и воспринимает ли их,- все это, несомненно, интересует и рыболовов. Научных работ, посвященных вопросам поведения рыб, много, но, к сожалению, они разбросаны по разным журналам и сборникам и зачастую не читаются рыболовами.

Зрение в жизни большинства рыб, населяющих освещенные слои воды, имеет существенное значение. Долгое время бытовало представление, что рыбы с шаровидным хрусталиком и коротким фокусным расстоянием близоруки. Кроме того, считали, что рыбы ясно различают предметы в пределах от одного метра, а максимальная дальность их зрения не превышает 12 м; дальше рыба ничего не видит. Однако в последние годы появились новые работы, опровергающие это представление. Оказывается, рыбы способны «настраивать» свои глаза для более резкого видения на далекие расстояния, а ближайшая граница резкого видения у них лежит в пределах от 0,1 до 5 см, в зависимости от размера самой рыбы. В морской сине-зеленой воде некоторые виды рыб (хамса, ставрида, атерина) при ярком свете нити разной окраски видят на расстоянии: сине-зеленые 0,5-0,7 м, темно-синие 0,8-1,2 м, темно-коричневые 1,2-1,5 м, серые или черные 1,5-2 м, белые до 2,5 м. Существенными факторами, влияющими на дальность зрения, являются прозрачность воды и размер глаза. Рыбы с большим диаметром глаз видят лучше и дальше.

Многих рыболовов интересует, видит ли рыба человека, сидящего на берегу? Соответственно, законам преломления световых лучей предметы, находящиеся на берегу, кажутся рыбе выше, чем на самом деле; стоящий на берегу человек представляется ей висящим в воздухе. Рыба может видеть предметы, находящиеся на берегу, только в том случае, если они находятся под углом не более 97,6° по отношению к вертикали глаза. Под углом 97,6° рыба видит также и надводное пространство, как бы через круглое окно; вне этого угла она видит лишь предметы, находящиеся на дне. Рыболовы, увлекающиеся ловлей на блесну или мормышку, интересуются, как выбирает рыба ту или иную приманку по форме и цвету. Исследования проводились с некоторыми видами рыб (кефаль, ласкирь, смарида, барабуль, плотва). Рыбе предлагались всякие приманки; они отличались одна от другой цветом, формой и размером, а также и тем, с какой скоростью каждая приманка продвигалась в воде. Оказывается, кефаль и ласкирь хватают приманки желтого или зеленого цвета; смарида - красного или желтого; плотва - зеленого или белого. Форма приманок: рыба, шар, конус, параллелепипед, круг, червеобразная и т. д.- не оказывают воздействия на рыб, они воспринимаются ими одинаково.

Кроме цвета приманки на поведение рыбы влияет и размер приманки, и скорость продвижения ее в воде. Считается, что если величина приманки относится к величине рыбы как 0,6-0,9: 1, то рыба ее схватит скорее, чем приманки меньшей или большей величины. Мирные рыбы лучше берут приманки, движущиеся со средней скоростью, а хищные-приманки, движущиеся прерывисто и с большей скоростью; чем подвижнее приманка, тем с более дальнего расстояния хватает ее рыба.

Слух рыб

Орган слуха у рыб - один из важнейших органов, с помощью которого они ориентируются в окружающей их среде. Долго считалось, что рыбы не издают звуков, но это вовсе не так. Ученые до последнего времени утверждали, что ни у одного существующего вида рыб нет органа, напоминающего по своему строению орган слуха высших позвоночных. Следовательно, рыбы глухи. Но, оказывается, у рыб есть внутреннее ухо, не сообщающееся с внешней средой и расположенное в особых капсулах костей черепа. Оно состоит из двух частей: верхней - ушка и нижней - мешочка. Ушко состоит из трех каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Каждый канал на своем конце имеет расширение - ампулу. Весь слуховой орган заполнен особой жидкостью - эндолимфой, в которой во взвешенном состоянии находятся твердые известковые образования, слуховые камушки, отолиты. В ушке, ампулах и мешочке расположены группы чувствующих нервных клеток. Всякое звуковое колебание воспринимается как толчок отолитами, которые, касаясь волосков чувствующих клеток, раздражают их; то есть оно передается в мозг, и рыба так или иначе реагирует на звуковой сигнал.

У большинства видов рыб восприятие звуков связано с плавательным пузырем, выполняющим роль резонатора, в котором поступивший звук усиливается при помощи Веберова аппарата (четыре пары подвижно сочлененных косточек), который соединяет плавательный пузырь и внутреннее ухо и передает поступивший звук на внутреннее ухо. Другой орган восприятия звуковых колебаний у рыб - боковая линия. В основном, внутреннее ухо рыб воспринимает колебания частотой от 16 до 13 тысяч герц, а боковая линия - от 5 до 25.

Ученые выяснили, что рыбы издают разные по частоте и амплитуде звуки, имеющие то или иное сигнальное значение.

Но то, что рыбы понимают звуки других рыб, и то, как они реагируют на эти звуки, стало известно сравнительно недавно.

Обнаруженные звуки, издаваемые рыбами, можно разделить на: звуки- угрозы, напоминающие ворчание (они хорошо развиты у рыб, охраняющих потомство или территорию, такие же звуки издают самцы в борьбе за самку), нерестовые сигналы напоминают слабое кваканье и издаются самцами для привлечения самок. Эти сигналы звучат как ритмические удары. Когда рыбу хватает хищник, она кричит, оповещая других об опасности; звуки, издаваемые рыбой при кормлении, напоминают низкие глухие удары, возникающие при захвате пищи (возможно, что эти звуки дают знать другим рыбам о месте нахождения пищи); звуки, появляющиеся при движении, похожи на шелест, шорох - они хорошо воспринимаются рыбами-хищниками. Во время нереста можно услышать даже «хор» рыб. Следовательно, рыбы могут слышать и различать звуки, издаваемые ими самими, но могут ли рыбы слышать звуки, издаваемые на берегу? Опытные рыболовы утверждают, что удар весел, разговор, любой стук во время ловли отпугивает рыбу. Хотя эксперименты ловли с различными источниками звука: колокольчик, стук, некоторые музыкальные инструменты и даже стрельба из револьвера - показали, что рыба, которая реагировала на любой этот звук при первом его звучании, после неоднократных повторений перестала реагировать даже на очень сильные звуки. Громкие и резкие звуки, издаваемые на берегу, рыбы, конечно, слышат, но слышат ли они разговор и другие слабые звуки, неясно. При переходе звука из воздуха в воду теряется около 90% колебаний, и толща воды не безмолвна. Слабый звук, попадая в воду, теряется в других, более сильных, звуках и может быть не услышан рыбой. Кроме того, проникновение звука в воду в большой степени зависит от водоема. В заросших водоемах звуки, издаваемые на берегу, слышны лучше, чем в незаросших, потому что переход звука из воздуха в воду происходит главным образом через полу- погруженные в воду предметы (травы, кусты, камыши и т. п.)

Исходя из этих особенностей, применяют некоторые способы привлечения рыбы к месту ловли при помощи звука. Очень широко распространена ловля сома на «квок». Рыболовы считают, что звуки, издаваемые при ловле «квоком», сходны с кваканьем лягушек, и что сом в поисках пищи спешит на эти звуки. Но, оказывается, это не так. Однако проведенные записи звуков, издаваемых сомом при кормлении, и кваканья лягушек показали, что звуки «квока» очень сходны со звуками, издаваемыми сомом во время еды, и, судя по всему, сомы, заслышав их, приближаются к ним с целью найти пищу. Кваканье же лягушки похоже на звук, издаваемый «квоком» в воздухе, в воде сильно изменяется.

Ориентирование рыб в зимний период

В зимнее время, в условиях низкой освещенности подо льдом, рыбы ориентируются, в основном, лишь при помощи органов слуха. Поэтому даже самые ярко окрашенные блесны и мормышки рыба видит только на очень близком расстоянии; она скорее может услышать колебания приманки, чем увидеть ее. Проверка мормышки с точки зрения ее акустических данных проводилась на озере Сенеж. Выяснили, что возникающие от колеблющейся мормышки звуки имеют большое сходство со звуками, издаваемыми мелким окунем и ершом при захвате пищи. Некоторые рыболовы для повышения уловистости пользуются пустотелыми мормышками, исследования звучаний пустотелых и обычных мормышек показали, что пустотелые мормышки издают более сильные звуки, следовательно, они собирают рыбу издалека. Интересен способ привлечения на звук очень осторожных горбылевых рыб, применяемый рыболовами Италии и Албании. В воду опускают весло, по которому ударяют палкой 5-7 раз с небольшими паузами между каждой серией ударов. Возникающие в воде звуки привлекают горбылевых рыб к лодке с расстояния более 25 м. Примерно то же самое показали наблюдения над горбылевыми рыбами в аквариуме: после постукивания по стеклянной палочке» опущенной в аквариум, рыбы стали приближаться к источнику звука. Оказывается, ритмические удары, которые привлекают горбылей к источнику звука, издаются ими при нересте.

В качестве источника звука некоторые рыболовы используют две блесны, бьющиеся друг о друга, одна из которых - с тройным крючком. Этот способ ловли основан на том, что, например, налим хватает звенящие предметы, считая их своим врагом и врагом своей икры, которую он обычно охраняет.

В последнее время акустическим приманкам уделяется все больше и больше внимания. Появились акустические удочки с жужжащим зуммером, питающимся от батареи карманного фонаря; передача звуков в воду происходит через туго натянутую леску. Эти удочки воспроизводят в воде звуки наземных насекомых, являющихся пищей многих видов рыб (голавль, форель и т. д.). Считается, что такая удочка обладает повышенной уловистостью.

Органы осязания расположены в коже рыб. Это - группы чувствующих клеток бочковидной формы, называемые осязательными почками, с помощью которых рыба ощущает то ли твердые предметы, к которым прикасается, то ли чувствует колебания температуры, солености, разницу освещения и т. д. Особенно много осязательных клеток у рыбы во рту и на губах. При схватывании твердого предмета (блесны, мормышки, крючка) рыба моментально реагирует, стараясь освободиться от него, и лишь быстрая подсечка приносит рыболову успех. Некоторые рыболовы при насаживании на крючок насадки оставляют часть его оголенной. Крючок нужно прятать, так как рыба, взяв насадку в рот, легко чувствует посторонний предмет и старается от него быстрее освободиться. В то же время рыбы, обладающие хорошо развитым чувством осязания, плохо реагируют на болезненные ощущения. Часто только что сорвавшаяся с крючка рыба снова берет приманку. Известен случай с окунем, который зацепился за крючок глазом. Глаз остался на крючке, а рыба ушла. Рыболов тут же снова забросил удочку, и тот же окунь попался на собственный глаз. Может быть, это говорит о том, что ощущение боли у рыб развито слабо?

Орган обоняния в жизни рыб имеет также большое значение (особенно хорошо развито обоняние у ночных хищников: угорь, налим); он расположен на голове сверху и имеет вид двух мешочков, помещающихся в особых капсулах черепа, выстланных внутри слизистой оболочкой с многочисленными чувствительными клетками, и через носовые отверстия связан с наружной средой. Насколько хорошо развито обоняние у рыб, можно судить по следующим примерам. Установлено, что угорь может различить очень слабый запах алкоголя. Достаточно 1 г спирта развести в воде какого- нибудь озера, как угорь уже отличит это место. Карась может почувствовать запах 1 г нитробензола в 100 км3 воды.

Но субъективные наблюдения, часто случайные, дают лишь отрывочные, поверхностные сведения о жизни рыб. Нередко высказываются разноречивые утверждения. Сложные вопросы, такие, как зависимость клева от погоды, реакция рыбы на звук, свет, колебания температуры воды, режим питания, и другие остаются без ответа.

Тут на помощь рыболову приходят ученые. Знакомство с их трудами расширяет кругозор спортсмена, помогает правильно понять жизнь и поведение рыб. Ответы на многие вопросы можно найти в книге видного советского ихтиолога Г. В. Никольского «Экология рыб».

Автор рассматривает факторы, играющие важную роль в жизни рыб. Анализируя влияние физических свойств воды, он особо отмечает плотность, которая влияет на движение и ориентацию рыб. Из других свойств воды отмечается значение солености, вязкости, насыщенности кислородом.

Чтобы держаться в толще воды, большинство видов рыб имеет специальный орган, регулирующий удельный вес. Это плавательный пузырь. Рыбы, лишенные его, регулируют свое положение в воде только плавниками. Плавательный пузырь является одновременно и органом, фиксирующим атмосферное давление. Он отмечает самые незначительные его колебания, в зависимости от которых, как известно, резко меняется поведение рыб.

Существенно влияет на рыб течение. Реки с быстрым течением характеризуются перенасыщенностью кислородом, и населяют их кислородолюбивые рыбы, а в водоемах с медленным течением или со стоячими водами - более приспособленные к изменениям количества кислорода и лучше переносящие недостаток его.

Немалое влияние оказывает течение и на размножение рыб. Многие виды, обигающие в местах с быстрым течением, мечут прилипающую к камням, водорослям икру, некоторые - закапывают ее в грунт.

Г. В. Никольский пишет, что существенную роль в жизни рыб играет свет. Ориентируется большинство видов с помощью зрения. Особенности освещения определяют строение органов зрения, развитие других органов чувств, окраску. Свет для рыб - необходимый элемент среды. Глаза рыбы имеют короткое фокусное расстояние, и поэтому рыбы ясно различают предметы на расстоянии около метра. Например, горизонтальное поле зрения глаза форели-160-170° (у человека 154°), а вертикальное-150° (у человека 134°). Однако бинокулярное, то есть охватываемое двумя глазами, поле зрения составляет всего 20-30° (у человека 120°).

При прохождении света через слой воды толщиной 1 м красные лучи света поглощаются до 25%, фиолетовые - до 3%. Рыба различно реагирует на свет: одни виды он привлекает (килька, сайра), другие отпугивает (сазан). Это свойство используют в рыболовном промысле. Кильку и сайру привлекают светом и затем вылавливают. Автор замечает, что обычно свет привлекает тех рыб, которые при питании ориентируются с помощью органов зрения.

Окраска тела рыбы зависит от степени освещенности и бывает: пелагическая - синеватая и зеленоватая спинка, серебристые бока и брюшко. Обладают такой окраской виды, живущие на глубине (сельдь). Синеватая спинка делает рыбу малозаметной сверху, а серебристые бока и брюшко плохо видны снизу; зарослевая - коричневатая, зеленоватая или желтоватая спинка с поперечными полосами или разводами на боках (окунь, щука); донная - темные спинка и бока.

Скорость распространения звука в воде значительно больше, чем в воздухе. Отмечается, что рыба воспринимает механические, инфразвуковые, звуковые и, видимо, ультразвуковые колебания, которые с частотой 5-25 герц воспринимаются боковой линией, а с частотой 16-13000 герц - слуховым лабиринтом. Восприятие звуков связано и с плавательным пузырем.

Некоторые виды очень сильно реагируют на звуки, одни из которых отпугивают рыбу, другие привлекают. Известны способы ловли, основанные на использовании звука.

Дыхание рыб

Радиоактивные излучения оказывают более сильное действие на икру, чем на рыбу. В зараженной воде стронций проникает в организм рыбы через кишечник, жабры, кожу. До 50-65% его откладывается в костях, 10-25% - во внутренних органах и 8-25%-в жабрах. Радиоактивность рыбы может во много раз превышать радиоактивность воды, в которой она живет.

Температура воды, замечает Г. В. Никольский, имеет в жизни рыб огромное значение. От нее зависит интенсивность обмена веществ. Разные виды живут в воде различной температуры и колебания переносят неодинаково. Некоторые из них выдерживают колебания в несколько десятков градусов (карась, линь), другие - не более 5-7°. Сазан легко переносит разницу температуры в пределах 20°, но питается лишь при 8-10°, а нерестится не ниже 15° С. Оптимальная температура для разных видов также различна. Повышение ее в некоторых пределах приводит к ускорению переваривания пищи. У воблы, например, при 15-20° пища переваривается в три раза быстрее, чем при 1-5°.

От температуры внутри водоема зависит размещение рыб. При резких изменениях температуры воды возможны случаи массовой гибели.

Велико влияние ледяного покрова. После ледостава затрудняется поступление кислорода из воздуха, уменьшается освещенность воды.

Большинство рыб приспособлено к дыханию кислородом, растворенным в воде. Есть рыбы, требующие 7-11 см3 кислорода на литр воды. При содержании 5 см3 кислорода у некоторых из них наблюдается ухудшение состояния (кумжа, гольян, голец и другие обитатели холодных рек); другие (хариус, голавль, подуст, треска, налим) чувствуют себя хорошо; при 4 см3 способны жить плотва, окунь, ерш; и выдерживают низкую концентрацию кислорода (до 0,5 см3 на литр воды) сазан, линь. Количество потребляемого кислорода меняется с возрастом рыбы. Кроме того, при низких температурах потребность в кислороде меньше, чем при высоких. Бывают случаи, когда водоемы (озера, пруды) - как правило зимой, а иногда и летом - теряют кислород, в результате чего возникают так называемые заморы, которые зачастую приводят к массовой гибели рыб.

В книге говорится о разнообразии внутривидовых связей, формы и значение которых различны. Г. В. Никольский дает определения некоторым из них (например, стая, косяк, элементарная популяция, скопление и другие).

Важное значение имеют отношения, возникающие внутри вида на почве питания.

Межвидовые связи также разнообразны. Они, проявляясь, скажем, в реакции приспособительного характера, приводят к образованию приспособлений агрессивного назначения (у хищников) и защитного (у жертв агрессии). Панцири, ядовитость, колючки и шипы - приспособления защитного характера. У некоторых рыб ядовита икра (маринка, усач). Есть рыбы, способные накапливать электрические заряды.

Острые «противоречия» возникают у рыб из-за питания одинаковой пищей (например, между ершом и лещом, которые кормятся личинками комара).

Огромное значение в жизни рыб имеют растения. Выделяя на свету кислород и поглощая углекислоту, они улучшают условия жизни рыб в водоемах. При затемнении, наоборот, они выделяют углекислоту, что иногда приводит к гибели рыб.

Многие насекомые служат основной пищей рыб. Например, личинки комара-толкунца, ручейников, поденок, стрекоз-веснянок и других. Однако среди насекомых есть хищники, поедающие икру и молодь, а иногда и взрослых особей. Так, жуки-плавунцы уничтожают потомство сигов и карпов. Наносят вред рыбам водяные клопы и водяные скорпионы.

Плодовитость у рыб во много раз выше, чем у наземных позвоночных. Они способны размножаться в самых разнообразных условиях. Половая зрелость у рыб различна по срокам. Обычно она связана с достижением определенных размеров тела. Так, лещ созревает, достигнув 27 см длины, язь -18 см. Процесс вызревания зависит и от освещенности, теплового режима водоема, от кормов.

В реках и озерах средней полосы различают: весенне-нерестующих рыб - сельдь, щука, окунь, плотва; летне-нерестующих - красноперка, сазан, линь и осенне-зимне-нерестующих - многие виды лосося, сиг, налим, навага.

Часто в зависимости от условий рыбы в разных районах обитания нерестуют в различные сроки. Продолжительность икрометания у разных видов неодинакова.

Огромная плодовитость компенсирует чрезвычайно высокую смертность. Количество особей, доживающих до половой зрелости, очень мало. У осетровых (севрюга) оно равно 0,001%, кеты - 0,13-0,58 %, лосося-0,125 %, леща - 0,006-0,022 %. Обилие или скудность кормов тоже оказывает заметное влияние на поведение рыб. Упитанная, крупная рыба проявляет большую осторожность во время кормежки.

В книге говорится о миграциях (нерестовых, нагульных и зимовальных) - массовых перемещениях.

Зимовка и спячка рыб

Рыбы бывают мигрирующие и оседлые. Однако миграция - необходимое звено годового жизненного цикла для большинства рыб. У тех видов, у которых места размножения совпадают с местами нагула, бывает лишь зимовальная миграция. Есть рыбы, мигрирующие только во взрослом состоянии. Начинается зимовальная миграция, когда рыба достигает определенной упитанности и жирности, обеспечивающих благополучную зимовку. Худой лещ не начинает зимовальной миграции даже при резком понижении температуры воды.

Далее в книге раскрывается основная причина кормовой миграции - это недостаток кормов. Почти все виды мигрируют стаями, обычно комплектующимися из особей одинакового размера. Численность стай у разных видов различна. Во время миграции основная масса рыбы скапливается в устьях рек. Сроки нерестовой миграции неодинаковы; у сигов - осенью, у большинства карповых - весной.

Многие пресноводные рыбы (щука, карповые) на нерест из озер выходят в реки. Икру мечут на заливных лугах. После нереста они переходят для нагула в пойменные озера. Большинство из них совершают суточные кормовые миграции.

Суточный ритм питания меняется в зависимости от окружающей обстановки. При обилии кормов бывает, одна кормежка (жор) в сутки, при недостатке - две.

Зимовка и спячка - это время, когда активность рыб снижается, что позволяет им легче пережить неблагоприятные условия: недостаток пищи, кислорода, низкую температуру. Зимовки больше распространены у пресноводных видов, некоторые из них на период зимовки из озера заходят в реки. Растительноядные рыбы способны переносить зимой значительное уменьшение и даже исчезновение кормов. В это время они обычно образуют скопления.

Питание рыб

В зависимости от характера пищи рыбы разделяются на растительноядные, животноядные, питающиеся беспозвоночными (лещ, сиг), и хищные, питающиеся рыбой.

Каждый вид кормится определенной пищей. По мере своего развития (роста) рыбы меняют корма.

Пищу различают: основную - ту, которой рыба обычно кормится; второстепенную - постоянно встречающуюся в кишечнике рыбы, но в менее значительных количествах, и случайную - изредка обнаруживаемую в кишечнике.

Интересное рыболовам

Рыболовам известно, что некоторые пахучие вещества (жмых, конопляное и подсолнечное масло, мед, чеснок) привлекают некоторые виды рыб.

Немецкие ученые открыли очень интересное вещество, которое содержится в коже рыб (изучались карповые рыбы) и обладает удивительным свойством. Его назвали «веществом испуга». При повреждении кожи рыбы «вещество испуга» попадает в воду и отпугивает рыб того же вида от раненой. Хищные рыбы, напротив, почувствовав этот запах, устремляются на него. Бывает и так: при удачной рыбалке после схода с крючка рыбы клев внезапно прекращается. Причиной тому - выделившееся «вещество испуга» у сорвавшейся с крючка рыбы. Выделение «вещества испуга» бывает и при хранении пойманной рыбы в сетке или на кукане, когда она может легко пораниться.

В полости рта, на губах, усиках и даже на теле рыбы разбросаны группы нервных клеток, так называемых вкусовых почек, или органов вкуса. Нервные волоконца, отходящие от каждой такой чувствующей клетки, образуют нервные пучки, которые соединяются со спинным и головным мозгом. Вкусовые почки помогают рыбе ощутить вкус пищи. Оказывается, приманку, пропитанную раствором хинина, имеющую горький вкус, рыба, взяв в рот, сразу же выплевывает. Но эту же приманку, вымоченную в сахарном сиропе и имеющую сладкий вкус, рыба охотно проглатывает. От приманки, вымоченной в 5-процентном растворе соляной кислоты, рыба, едва коснувшись ее, тотчас отходит. У некоторых видов рыб (карп, карась, лещ), питающихся, в основном, бентосом, вкусовые почки играют огромную роль в отыскании пищи. Таким рыбам достаточно коснуться приманки даже хвостом, чтобы определить ее вкусовые качества.

Орган так называемого бокового чувства встречается только у рыб и амфибий. С его помощью эти животные ощущают движение волн на поверхности воды, а также движение других организмов, определяют препятствия на своем пути, чувствуют приближение к какому-нибудь предмету. Все это дает им возможность ориентироваться среди препятствий и плавать даже в очень мутной воде днем и ночью.

Главный орган бокового чувства - боковая линия, расположенная у большинства рыб по обеим сторонам тела и представляющая собой ряд чешуек, вдоль которых проходит канал с расположенными в нем чувствительными клетками. Насколько велико значение органа бокового чувства в жизни рыб, можно проследить на следующем примере. Ослепленную щуку поместили в аквариум, и она благодаря этому органу быстро настигала и проглатывала добычу. Когда же боковую линию нарушили, щука не могла больше поймать ее.

У некоторых рыб (сельдей) орган бокового чувства расположен не на теле, а на голове - в виде многочисленных бороздок с чувствительными клетками, выполняющими ту же функцию.

Орган бокового чувства рыбы способствует улавливанию низкочастотных колебаний, которые она не воспринимает органом слуха.

Знание рыболовом-любителем - некоторых закономерностей поведения рыб поможет ему глубже познакомиться с жизнью водоемов.

Ум рыб

У рыб вырабатываются условные рефлексы не только на слуховые раздражители, но и на зрительные, и на обонятельные сигналы, а также на вибрации воды. Рассмотрим в первую очередь зрительные раздражители, например свет от фонарика или другого источника. В ходе экспериментов с помощью фонарика и электрического тока у рыб вырабатывали оборонительные рефлексы. Они оказались очень прочными, сохранялись в течение года, не угасая. Но важно, чтобы сигнал (в данном случае свет) был достаточно яркий и сильный. А если он слабый или нерегулярный, то рефлекс не вырабатывается. Кстати, когда старт безусловного подкрепления отставал от конца действия условного сигнала хотя бы на одну-две секунды, рефлекс тоже не мог выработаться. В ходе экспериментов ученые обнаружили и то, что выработка одного условного рефлекса облегчала возникновение последующих. То есть если светить фонариком на воду и при этом кидать рыбам прикормку, то через неделю-другую в этом же месте, посветив фонариком, вы можете получить хороший улов.

Чтобы понять, насколько умны, сообразительны и обучаемы рыбы, совсем необязательно ставить трудоемкие научные эксперименты. Можно понаблюдать и проанализировать поведение рыб е природных водоемах. Колюшки и другие подобные рыбы нередко при строительстве гнезда используют инструменты, что является классическим примером наличия высшего разума, так же как и выращивание-подращивание потомства и его обучение. Еще у рыб наблюдается импритинг - специфическая форма научения, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, что свидетельствует о довольно высокой степени интеллекта. Кроме того, многие действия рыбы совершают группой. А групповое поведение характерно для достаточно умных животных. Рыбы умеют объединять усилия не только при движении стаей, но и при поиске корма, выращивании потомства и обороне от хищников.

Ученые ихтиологи и палеонтологи объясняют разум рыб тем, что это самые древние из всех существующих ныне позвоночных животных. То есть в течение почти двух тысяч лет они смогли многому научиться и разработать разные модели поведения на все случаи жизни. Это весомое преимущество рыб в вечной борьбе за существование между ними и другими классами и группами животных. Поведенческие реакции рыб вполне сопоставимы с реакциями высших позвоночных (и приматов) и нередко в этом плане опережают эволюционно более продвинутых земноводных, рептилий, птиц и даже млекопитающих, которые могут только позавидовать и родительскому поведению, и способностям к ориентированию, и некоторым другим реакциям рыб. Важным моментом, доказывающим наличие у рыб именно разума, а не рефлексов, является то, что жизненный опыт и обучаемость не передаются у них генетически.

То есть мы наблюдаем именно приобретенные, знания и умения, которыми рыбы пользуются.

Память рыб

Ихтиологи обращают внимание на хорошую память рыб. У рыб многих видов очень долгая память на негативные моменты, что помогает им избегать крючка рыболова. Рыбы запоминают опасные приманки, с которых сорвались сами или на которые попалась другая рыба у них на глазах.

Во Франции ученые в ходе экспериментов доказали, что большинство представителей отряда окунеообразных способны помнить внешний вид опасных предметов в течение полугода и больше. То есть продолжительность удержания в памяти у них существенно выше, чем у 2-3-летних детенышей человека.

Многие известные отечественные ученые занимались вопросами обучения, возможностями памяти и интеллектуальными ресурсами рыб, обитающих в российских водоемах. Например, в ИПЭЭ (Институт проблем экологии и эволюции имени Северцова) легендарный ученый-гидробиолог и эколог Борис Петрович Мантейфель еще в середине 20 века занимался обучением именно отечественных рыб. Свои наблюдения он изложил в известной книге «Экология поведения животных». Изучая поведение голавля в Москве-реке, ученые взяли под наблюдение стаю в 30 особей. Все рыбы были голодны и активны. В первый день эксперимента на крючок, наживленный кузнечиком, набросились сразу все особи. Одного голавля, схватившего наживку, вытащили из воды. Конечно, все это произошло на глазах у остальных. На заброшенную вторично наживку рыбы бросились не сразу, а

только через шесть-семь минут. Следующий, уже частичнообученный, но, видно, не до конца, голодный голавль решился схватить третьего кузнечика только через 15 минут. После того как его вытащили, остальных кузнечиков голавли не трогали вообще. Любопытные и голодные голавли изучали кузнечика, обнюхивали и уплывали от него.

Такой незатейливый эксперимент показал, что голавли учатся не только на своих ошибках и на собственном опыте, но и наблюдая за опытом других рыб. Далее исследовали лещей, окуней, карасей, карпов и других рыб наших вод, В ходе этих работ экологи выяснили, что вышеперечисленным рыбам достаточно было от одного до трех раз увидеть, как поймали собрата, чтобы потом ни одна голодная особь не тронула наживку. А если этот негативный опыт повторялся через неделю или 10 дней, рыбы запоминали это практически на всю свою жизнь.

Аналогичные эксперименты проводили ученые-ихтиологи на Беломорской биостанции МГУ. Там применяли очень жесткие методы, про которые нельзя сказать, что в ходе работ ни одна рыба не пострадала. В один аквариум, разделенный стеклянной перегородкой помещали двух рыб. Одной отводилась роль жертвы, а другая должна была стать наблюдателем и обучаться.

Эксперимент заключался а следующем. В отсек с рыбой-жертвой подавали слабый разряд тока, в ту же секунду над аквариумом резко включался свет. Ответ жертвы был однозначным - ярко выраженная реакция избегания - рыба отплывала в самый дальний угол. Оказалось, что достаточно было несколько раз включить лампочку, как дальше уже без подкрепления ударом тока обе рыбы (и жертва, и наблюдатель) забивались в угол. Этим экспериментом ученые доказали, что рыба обучается не обязательно путем приобретения собственного опыта (в данном случае удар током), а всего лишь наблюдая за мучением другой рыбы. Интересно еще и то, что у рыбы-наблюдателя рефлекс вырабатывается быстрее и бывает более устойчивым, чем у рыбы-жертвы.

Получается, что в жизни рыб имитационное или подражательное поведение играет не последнюю роль. К тому же данный научный опыт был проведен на одиночных рыбах, а у стайных обучение происходит еще быстрее. В стае достаточно находиться двум-трем особям с таким негативным опытом, чтобы они обучили остальных рыб стаи и даже всю популяцию данного водоема. И еще один важный момент: так как в аквариумах были перегородки, рыба-наблюдатель не получала информацию химическим путем. А во время стресса (вылов, удар током и т.п.) рыбы выделяют феромоны тревоги - химически активные вещества, сигнализирующие о стрессе и опасности. С их помощью обучение идет намного быстрее. Рыболовам стоит это учитывать,

Различия в поведении рыб

В последнее время все большее внимание привлекают индивидуальные различия в поведении животных, в частности рыб. В нашей стране этим вопросом начали заниматься недавно благодаря московскому ученому Сергею Владимировичу Будаеву. Поначалу научная общественность с подозрением принимала его работы в этой области, так как здесь можно было углядеть влияние антропоморфистов, а это течение нашей официальной ихтиологией не признается. Но не без помощи зарубежных коллег работы были успешно проведены.

В результате исследований выявлены значительные различия у особей в пищевом, оборонительном, сексуальном поведении. Индивидуальные различия были обнаружены даже в поведении рыб в стае, а ведь ее длительное время рассматривали как исключительно однородную социальную структуру. Хотя как раз индивидуальные различия являются основными предпосылками для эволюции. Более того, современная теория эволюции подчеркивает важность именно особи и гена как единицы отбора.

Ученью обнаружили, что внутри одного вида рыбы могут различаться по темпераменту, Чаще всего вылавливают самых темпераментных рыб, так как они наиболее активные, любопытные и идут на приманку. Выделяются два стабильных фактора темперамента: первый - общая активность, склонность к исследованию и легкость установления контактов, а второй - пугливость, страх и избегание риска. Все это обнаруживается у рыб, так же как и у других позвоночных.

Но рыбы различаются не только по темпераменту. Различия в поведении определяются множеством причин. Они могут быть связаны с полом, размером тела, риском быть съеденным хищником, мотивационным состоянием особи, с ее пораженностью паразитами и т.п. Индивидуальные различия могут определяться генетическими факторами и зависеть от особенностей роста и развития данной рыбы. Выявлены индивидуальные различия и по возбудимости. Наиболее возбудимые особи при столкновениях с другими с большей вероятностью поднимаются в толщу воды, что ставит их в весьма невыгодное положение при выращивании в условиях аквакультуры, а также делает неудобными для вылова. В то же время высокая возбудимость, по-видимому, явно полезна для молоди осетровых в природных водоемах, поскольку она помогает особям адекватно реагировать на приближающегося хищника, а также позволяет избегать столкновений с препятствиям. Невозбудимые особи являются менее адаптированными к жизни в естественных условиях.