Горилла
Рост гориллы - 125-175 см, размах рук - 200-275 см, вес самки - 70-140 кг; вес самца -135-275 кг. В конце 16 века английский моряк Эндрю Бэтт был взят в плен португальцами, которые в течение нескольких лет держали его в Западной Африке. Он описал два вида человекообразных обезьян, в которых мы легко можем узнать горилл и шимпанзе. Горилл он называет «понго» и сообщает, что после ухода людей они приближались к лагерному костру и грелись, но были не настолько умны, чтобы поддержать огонь. Многое из того, что он рассказывал, позднее подтвердилось.
В 1774 году лорд Монбоддо получил письмо от одного капитана, в котором тот сообщал о какой-то человекообразной обезьяне, вероятно о горилле: «Это страшное и бешеное создание природы передвигается наподобие человека. Взрослое животное огромное, ростом два-три метра, очень толстое и невероятно сильное...»
Заслуга подлинного открытия гориллы европейцами принадлежит двум миссионерам - Уилсону и Сэвиджу. Они нашли в Габоне череп, который как будто принадлежал обезьяне, похожей на человека, но она была крупнее и мощнее. Череп отправили в Лондон анатомам Джеффри и Ричарду Оуэну. Сэвидж приложил описание жизни гориллы, в котором сообщалось: «Они невероятно дикие и по своему характеру очень агрессивны, от человека никогда не убегают, как это делают шимпанзе... Говорят, что самец, увидев человека, издает угрожающий рев, который разносится далеко по тропическому лесу и звучит, как «кх-а-а-ах», долго и протяжно... Самки и детеныши, услышав этот крик, быстро прячутся, самец же в страшном гневе приближается к неприятелю и ревет еще громче. Охотник ждет его, уже прицелившись. Иногда он дает возможность самцу схватить ствол ружья, поднять его к пасти и только тогда стреляет. В случае осечки для охотника такая встреча заканчивается трагично».
В 1856 году в Западную Африку приехал американский путешественник Поль дю Шайю. Он делится своими впечатлениями об охоте: «Горилла напоминала мне какое-то дьявольское создание, которое можно увидеть только во сне. Она сделала несколько шагов, остановилась, потом, издав отвратительный рев, прошла вперед и наконец остановилась шагах в шести от нас. И тут, когда она начала снова реветь и с яростью бить себя в грудь, мы выстрелили и убили ее».
Первые гориллы попали в зоопарки только в конце прошлого века. Две из них оказались в Гамбургском зоопарке, где одна прожила тринадцать дней, вторая - семнадцать; обе погибли, как утверждал Гагенбек, «от тоски по родине».
Когда в 1902 году немецкий офицер Оскар фон Беринге, которому предстояло обследовать пограничную область между Танганьикой, Конго и Угандой, спускался с горы Сабино, он увидел группу человекообразных обезьян. Двух ему удалось застрелить и установить, что это были не шимпанзе, как он ошибочно предполагал, а гориллы. До этого было известно, что они обитали только в далеких тропических лесах Западной Африки. Эти гориллы несколько отличались от западноафриканских, и зоолог Мэтч описал их как новый вид, назвав горной гориллой. Сегодня общеизвестно, что горная горилла - это только подвид гориллы. Все музеи мира стремились получить хотя бы один экземпляр этого животного, поэтому за гориллами в горы Вирунга отправилось несколько экспедиций. В 1921 году американский естествоиспытатель Карл Экли приобрел пять горных горилл, из которых сделали чучела и выставили их в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. Это стало сенсацией. Экли понимал, что запросы музеев могут послужить причиной истребления горилл, поэтому он убедил бельгийского короля Альберта основать в Бельгийском Конго (ныне Заир) национальный парк, где горные гориллы были бы в безопасности. Национальный парк Вирунга был основан в 1925 году и в настоящее время занимает площадь 800 тысяч гектаров. Сегодня в Африке живет около 15-20 тысяч горилл, большая часть из них - равнинные гориллы.
В 1959 году американский зоолог Джордж Б. Шалл ер и его жена Кэй в течение многих месяцев изучали жизнь горных горилл. Они рассказывают: «Свое основное жилище мы устроили в области Кабара, в центре местности, где живут гориллы. Кабара расположена в прекрасной парковой зоне на высоте 2,5 тысячи метров в седле между вулканами Микено и Карисимби. Негустые кустарники и редкие, далеко отстоящие друг от друга деревья создают прекрасный обзор. В первые два дня мы не увидели никаких горилл, а только обнаружили покинутые жилища, где они спали. На третий день я отправился на разведку со своим африканским помощником Нсеканабо. Мы шли густым лесом и вдруг услышали пронзительный крик. Я сделал Нсеканабо знак, чтобы он подождал меня, а сам крадучись пошел дальше, к поросшему деревьями разлому. Из чащи вышла самка гориллы и медленно взгромоздилась на срубленное дерево. В пасти она, как сигару, держала дикий сельдерей. Усевшись, горилла обхватила его обеими руками, сняла внешний толстый слой и съела сочную сердцевину. Мимо проходила другая самка с детенышем на спине. Она одним рывком вырвала сельдерей из земли, тоже села и съела его. Дикий сельдерей в этой области - один из основных видов пищи горилл. Чтобы вести наблюдения за другими животными стада, я неосмотрительно решил продвинуться вперед, и одна из самок это заметила. Она издала короткий крик и исчезла в зарослях. Примерно в тридцати метрах от меня гуськом проходили семь горилл, замыкающим был огромный самец с серебристо-седой шерстью на спине. На мгновение он остановился и посмотрел в мою сторону - я спрятался в листве, и ему была видна только моя макушка. Он издал несколько резких звуков, которые должны были послужить предупреждением и стаду и мне, и удалился. Когда ко мне приближалась какая-нибудь горилла на расстояние двадцати метров или ближе, она вертела головой из стороны в сторону. Это был особый знак, означавший: «Я не замышляю ничего плохого».
С наступлением ночи стаи горилл собираются и отправляются на поиски ночлега. Неизвестно, ищут ли они какое-то определенное место, но выбор всегда падает на участок с молодыми деревьями. Хочу заметить, что для приготовления ночного «гнезда», которым животные пользуются только одну ночь, гориллы нагибают к земле тонкие стебли растений и сверху на них набрасываются сорванные листья. Вожак спит в уединении, в месте, откуда он наблюдает за всем лагерем. Как только земля начинает прогреваться и густой туман экваториального тропического леса понемногу рассеивается, в гориллах пробуждается жажда деятельности. У взрослых горилл благодаря их мощной физической силе нет врагов, кроме человека. Хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на свою огромную силу, гориллы очень миролюбивы. Остальных животных они не замечают и не проявляют к ним никакого интереса. И тем не менее попадались останки молодых горилл, пойманных леопардами. Для этих хищников такая добыча - исключение, потому что их основная пища - маленькие антилопы и небольшие обезьянки.
Гориллы в зоопарках
В зоопарках гориллы - самые редкие и самые изнеженные экспонаты. Первая трудность, возникающая при транспортировке молодых горилл, - переход на другую пищу. Современные знания об их питании значительно облегчают положение. Раньше гориллам предлагалось мясо, печеная и жареная пища, в сущности все то, чем питается человек. Неудивительно, что в неволе гориллы жили всего несколько недель или месяцев.
Интересную историю, происшедшую в Берлинском зоопарке, рассказывает В. Ульрих: «Самец гориллы Бобби дружил с самкой шимпанзе. Он очень ладил со своим служителем и, когда уже был взрослым, разрешал ему входить в клетку. Однажды служитель уехал в отпуск и его заменил другой работник зоопарка. Он не очень близко был знаком с Бобби, но зато его любила шимпанзе, которую он раньше обслуживал. Когда он вошел в клетку, то Бобби напал на него, прокусил ему бедро и повалил на землю. Со страшным выражением на лице обезьяна-гигант стояла над беззащитным человеком. Публика перед клеткой пришла в замешательство, посетители звали на помощь. В этот момент шимпанзе выхватила из рук беспомощного смотрителя тяжелый кнут из шкуры бегемота и хлестнула им самца. Бобби был так ошарашен этим наступлением, что отпустил смотрителя, и работники зоопарка смогли вытащить раненого из клетки. Трудно сказать, пришла ли шимпанзе своему другу человеку на помощь, или ее действия были вызваны лишь напряженной ситуацией. Как бы то ни было, животное спасло ему жизнь».
Каждый зоопарк стремится иметь этих самых крупных человекообразных обезьян. Их число в природе быстро сокращается, и, если для спасения горилл меры не будут приняты, они вскоре будут истреблены.