Систематическая деятельность по созданию эстонской гончей начата в первой половине 30 годов предыдущего столетия и селекционная работа в течение примерно 25 лет привела к созданию нужного типа.
Эстонская гончая
На начальном этапе наиболее значительную роль сыграли следующие собаки. Из Англии были выписаны биггли:
- Джипси Антропова
- Цулю
- Лэди Оттас
- Лорд Оттас.
Цулю прибыла щенной от Студента (Томми) и дала помет.
С 1934 года по 1938 год выведено от этих собак одиннадцать пометов, которые и стали смешиваться с гончими местной породы.
В 1934 году прибыли в Эстонию чистопородные швейцарские гончие:
- Адор Тофера
- Лоля
- щенок Туке Пыдера.
В 1936 году Адор и Лоля дали первый помет, затем получено еще несколько пометов чистопородных швейцарских гончих. После создания группы в несколько десятков собак чистопородные швейцарские гончие стали смешиваться в Эстонии с биггли и местными.
Война 1941 - 1945 годов подорвала планомерную работу по формированию эстонской породы, но все же уцелело достаточное количество гончих, которые по окончании войны дали возможность успешно продолжить начатое дело.
Для отбора желательных производителей и придания кинологической работе нужного направления, большая часть сохранившихся гончих осмотрена на выводках и у владельцев.
Осмотрено 2460 гончих, причем породный состав этого поголовья оказался следующим:
- русских гончих - 28,
- русско-польских - 248,
- курляндских - 58,
- брудастых - 17,
- таксбрака - 37,
- финских - 85,
- фоксгаунд - 1,
- биггли - 61,
- помесей с фоксгаундом - 183,
- помесей с биггли - 224,
- помесей с швейцарской - 648,
- промежуточного (неопределенного) типа — 529,
- беспородных - 341,
- итого: 2460.
Экстерьерный уровень этих гончих характеризуется следующими оценками: отлично - 2, очень хорошо - 30, хорошо - 238, удовлетворительно - 699, неудовлетворительно - 1150, плохо - 341. (Следует отметить, что оценка удовлетворительно приравнивалась к прежнему понятию малая серебряная медаль, а оценка неудовлетворительно - к понятию бронзовая медаль).
Для работы по созданию намеченного типа эстонской гончей были наиболее интересны помеси с биггли (224) и с швейцарской (648). Как видно из приведенных цифр, этих собак оказалось свыше 800 голов, что, конечно, более чем достаточно для самой серьезной и широкой племенной работы.
Наибольшее значение в создании современной эстонской гончей имела деятельность питомника Таллинского клуба охотников. Питомник приобрел лучших гончих разных типов, вел их обособленно, сравнивая между собой, делая обоснованные выводы о желательных комбинациях.
В результате этой исследовательской работы на первое место вышли помеси швейцарок. На них питомник и остановился, строя на этом материале окончательный тип эстонки.
Особенно ценной у помесей с швейцарской гончей оказалась их скороспелость: в 5-6 месяцев эти собаки уже принимаются работать всерьез.
Охотятся с эстонскими гончими на их родине на зайца, лисицу и рысь.
Как уже говорилось выше, эстонский кинолог и создатель породы эстонской гончей Смелков, анализируя родословные гончих Эстонии, первоначально распределял породу на 12 групп в зависимости от состава кровей собак, то есть от процентного участия в происхождении гончих местных или привозных пород.
В Эстонии существует лишь несколько линий, отнесенных к нужному типу, а все остальные признаются нестандартными. Это и ведет к формированию единого, устойчивого типа