Итак, вы решили стать охотником. Нет, не просто потому, что в одно прекрасное утро проснулись с таким желанием, и не потому, что стать охотником вас уговорили друзья. Так охотником стать невозможно, как невозможно по первому желанию стать художником.
Охотничья страсть не приходит внезапно. Она в нашей крови, она упрятана в памяти наших клеток с древних времен, она воспитана в нас с детства и нашими родственниками-охотниками, и чтением Майн Рида, Фенимора Купера, Джека Лондона, Сетона Томпсона, Ивана Тургенева, Лесника, Константина Паустовского, Михаила Пришвина и многих, многих других.
Охота для начинающих
В 10 - 12 лет мы уже охотники в душе. Мы играем в индейцев, мастерим луки, копья. В это время судьба готовит нам великие открытия, которые определяют потом всю нашу жизнь. Для одних эти открытия связаны со взлетом сверхзвукового самолета, для других — с путешествием по штормящему морю или с решением сложнейшей математической задачи.
Но рядом с самыми современными профессиями 20 века живет неистребимая охотничья страсть — не случайно охотой увлекаются и академики, и авиаконструкторы, и космонавты, и литейщики, и писатели.
Охотничья страсть вдруг начинает проявляться, когда впервые вы услышите стаю налетающих гусей или увидите тянущего над лесом вальдшнепа. Эта страсть заставит вас вставать задолго до восхода солнца, научит терпеливо пережидать сырые и холодные весенние ночи в лесу, проведет сквозь любую непогоду, сроднит с походной жизнью настолько, что именно от нее вы начнете чувствовать постоянный приток сил. Только охотничья страсть может заставить вас броситься в ледяную воду на утиной охоте, карабкаться вверх по скалам за турами, идти на опасную встречу с медведем у берлоги.
И разве удивительно, что именно охотники порою больше всех видят, больше всех понимают, а значит, и больше всех ценят природу. Не только обычному горожанину, но и туристу не захочется просидеть холодную ночь у воды ради того лишь, чтобы услышать, увидеть весенний перелет водоплавающих птиц, когда охота закрыта и при себе нет ружья. На такое способен только охотник, и только он увидит, как сшибаются рогами в поединке олени, как вылетает на ночную охоту филин.
Что же такое охота?
Еще совсем недавно она определялась как добывание диких зверей и птиц для получения мяса, шкур или предметов трофейного значения, например шкурок для чучел или рогов оленей. Современное определение охоты, подтверждение которому вы найдете в главе об истории охоты, дал Я. С. Русанов в своей книге «Охота и охрана фауны»:
«Охота - не простое добывание зверей и птиц, а продуманное освоение их запасов, обязательно предусматривающее сохранение воспроизводственного поголовья. Кроме того, охота - одно из основных, совершенно необходимых средств регулирования численности животных».
Охота укрепляет здоровье, вырабатывает выносливость, выдержку, наблюдательность, быстроту реакции, то есть именно те качества, которые развивает спорт. Поэтому охота - вид спорта, и называется она спортивной или любительской. Этим подчеркивается ее добровольность и необязательность получения от нее продукции. Современное освоение промысловых территорий, организация и ведение охотничьих хозяйств увеличивают роль охотников-спортсменов и в промысловой охоте.
Значение охоты в истории человечества не всегда было одинаковым. У первобытных людей десятки тысяч лет назад охота наряду с собиранием всего съедобного в природе была первым и самым главным источником питания. Если бы фантастическая машина времени перенесла нас в каменный век, мы увидели бы повсюду абсолютное господство дикой природы и только очень редко разбросанные, преимущественно по берегам рек или озер, человеческие поселения. Представим себе, какими грандиозными были в те времена перелеты водоплавающих птиц, какие стаи дроф, какие табуны диких лошадей - тарпанов - населяли тогда бескрайние степи! Мелкая дичь была совершенно непуганной. Зато крупные звери во многих районах были уже достаточно знакомы с людьми - ведь древним охотникам для пропитания своих общин было выгоднее охотиться на крупного зверя. Поэтому в охотах участвовало сразу много людей, и чем большего зверя они добывали, тем больше мяса использовалось и заготавливалось впрок. Крупных зверей загоняли в замаскированные ловчие ямы, в скалистые расщелины, на высокие обрывы рек, их убивали копьями и дротиками с кремневыми наконечниками. Оказывается, такое оружие было достаточным для того, чтобы убить не только кабана или медведя, но даже и мамонта.