В связи с увеличением в наших охотничьих хозяйствах численности копытных животных: лосей, оленей, кабанов - охота на них стала возможной, а в некоторых местах и очень распространенной, особенно в европейской части страны.
Не удивительно, что на охоту на копытных могут пригласить неопытных охотников, хотя поначалу, может быть, только в качестве загонщика. Значит, и молодой охотник должен знать все об облавных охотах (такие охоты в некоторых местах называют охотами гаем).
Охота на копытных
В средней полосе охота на копытных обычно открываются с 15 ноября, но, если снежный покров еще не установился, открытие могут перенести и на более поздние сроки. Снег для охоты на копытных почти необходим, так как на его белом фоне легко определить следы разных животных, а по кровавому следу легче обнаружить и добрать подранков. В южных и западных районах, где снежный покров бывает неустойчивым, особенно хорошо использовать на облавной охоте на копытных собак, добирающих подранков по следу.
При подготовке облавной охоты на копытных больше всего забот выпадает на долю окладчика и организатора (распорядителя) охоты.
Окладчиком обычно бывает егерь или охотовед охотничьего хозяйства. Узнав о предстоящей охоте на копытных, он должен заранее определить места, в которых есть зверь, и наметить участки или кварталы для загонов. Если перед открытием охоты на копытных окладчик каждый день бывает в лесу, он всегда точно знает, где и какие звери держатся. Иначе ему придется накануне охоты обойти довольно много мест, чтобы по разности входных и выходных следов, как во время учетных работ (о них мы расскажем в последнем разделе книги), определить количество зверя в том или ином участке или квартале. Чаще всего именно окладчик приводит охотников на место оклада, расстанавливает стрелков на лазах и ведет загонщиков.
Распорядитель добровольно избирается участниками охоты на копытных и отвечает за ее проведение. Он получает лицензию, договаривается о месте охоты на копытных, о транспорте, ночлеге и следит за выполнением правил охоты. Участники облавной охоты на копытных должны беспрекословно подчиняться ему.
Лось
Стрельба по копытным (кроме косули) разрешается только пулями. Стрельба круглыми пулями, дающими более частые рикошеты, запрещается. Дело в том, что любая пулевая стрельба опасна для самих участников охоты, особенно в горах или в лесу, где пули могут рикошетить от камней или стволов деревьев.
Загонщики, подчиняясь указаниям окладчика, должны вести загон так же, как на охоте загоном на зайцев.
Для расстановки стрелков обычно проводится жеребьевка по номерам. Но в дружных коллективах правильнее на более вероятные лазы зверя ставить лучших стрелков. К месту охоты участники ее должны подъезжать или подходить по возможности бесшумно, курить в это время нельзя. Категорически запрещается заряжать оружие до остановки на номере или уходить с номера в конце охоты с заряженным ружьем.
Поставленный на номер стрелок должен остановиться у прикрытия молодых елочек, у куста или у толстого, маскирующего его ствола дерева. Он должен точно знать, а лучше и видеть, где стоят на номерах его соседи. Надо заранее прикинуть, в каких направлениях вы будете стрелять.
Стрелять в направлении линии номеров под углом меньшим чем 15 категорически запрещается. Нельзя также стрелять в сторону уже близких загонщиков.
Во многих случаях заранее договариваются не стрелять внутрь загона, так как стрелять наружу более безопасно для участников охоты. В этом случае стрелок должен пропустить зверя через линию номеров и только после этого открывать огонь. Нельзя стрелять зверя, идущего ближе к соседнему стрелку. Стрельба не по тому зверю, по которому ведется охота, кроме волка, категорически запрещается. Охотник, нарушивший одно из этих правил, к дальнейшей охоте не допускается.
Охота на копытных высокоспортивна. Ошибочно думать, что попасть, например, в лося очень легко. Волнение, неудобства зимней одежды, неправильно снаряженный патрон (слишком сильный или слабый заряд пороха), плохое качество пуль для гладкоствольного оружия - все это очень сильно может повлиять на точность стрельбы. Да и зверь обычно не стоит, а движется, и часто движется очень быстро.
Целиться на близком расстоянии лучше всего в шею, а на расстоянии свыше 30 - 35 метров под лопатку, но, конечно, только в том случае, если зверь движется медленно.
Лоси и олени по-разному ведут себя во время загона и могут выходить на охотника шагом или легкой рысью. Кабаны чаще всего стремительно поднимаются с лежки и галопом пересекают линии стрелков, проходя через наиболее крепкие, заросшие кустарником места. Поэтому при стрельбе по ним надо целиться с упреждением.
Охота на копытных
Если на коллектив получена одна лицензия, охота прекращается, как только будет добыт первый же зверь. В этом случае убивший зверя кричит: «Готов!» или «Дошел!» Тогда распорядитель собирает загонщиков и стрелков. Если же после первого выстрела или дублета никаких команд со стороны распорядителя нет, это значит, что стрелок промахнулся. Если ушел подранок, охота тоже должны быть прекращена. Распорядитель выбирает стрелков и направляет их по следу подранка, так как иначе может быть убит второй зверь, а упущенный подранок погибнет, и тогда второй зверь будет считаться добытым незаконно.
Придет время, и после участия в нескольких облавных охотах на копытных в качестве загонщика вас наконец поставят на номер.
Представьте, что вы охотитесь на кабана. Вы остановились на просеке на указанном вам месте, огляделись, увидели своих соседей по номерам, сами показались им и встали в двух шагах от края просеки за елочку. Тихо зарядили ружье. Теперь ожидание. Оно ужасно томительно. Стрелять иногда приходится на сильном морозе, ноги и руки стынут, ружье кажется тяжелым. Но вы - весь внимание. Если появится зверь, вы будете стрелять его в прогале между кустами прямо перед собой или. Вы оглядываетесь назад. Или позади себя, там и вовсе чистое место.
Вот и долгожданные нестройные голоса загонщиков. Они обманчиво звучат то ближе, то дальше, и вдруг впереди треск ветвей, хруст снега. Прямо на вас легкой рысью идет огромный секач (самец кабана). Вы никогда не подозревали, что он такой высокий и такой плоский в анфас. Огромная голова, глаз не видно, где-то внизу поблескивают клыки. Куда же стрелять? В лоб? Лихорадочно вспоминаете наставления распорядителя охоты: в лоб можно стрелять только почти в упор, в остальных случаях это всегда промах или рикошет от височной кости, если пуля проходит, скользя по боку головы. Что делать? Что делать? А секач приближается, он уже совсем близко. Этак он может напасть на вас. Страшно. Нервы не выдерживают, и вы прыгаете в сторону. Тотчас, внезапно обнаружив вас, секач мгновенно поворачивается боком и с неожиданной скоростью мчится прочь. Тут вы вскидываете ружье, дублет - промах. Секач, словно черный таран, пошел вдоль линии номеров. Еще выстрел, еще. И вот крик: «Готов!»
Ах, как неловко вам смотреть в глаза товарищам! Ведь ваше поведение видно по следам на снегу. Но ничего! Посмеются, конечно, пошутят, а вам наука - в другой раз наберитесь хладнокровия. На этой охоте у вас был только один выход: подпустить зверя почти вплотную, метров на пять, стрелять в упор.