В двухстах километрах от Москвы, среди живописных холмов раскинулось одно из старейших озер России - Неро. В его гладь много веков смотрится город Ростов, издревле называвшийся Великим. Совсем недавно даже самый взыскательный охотник с радостью провел бы вечернюю зорю на разливах Неро, охотясь с лодки или шалаша с подсадной.
Озеро Неро
Снаряжение местного любителя для охоты на озере Неро чрезвычайно громоздко. По канонизированному перечню ростовского старожила Николая Васильевича Резчикова, для того, чтобы застрелить на озере утку, охотнику осенью необходимы 86 предметов общим весом, примерно, в полтонны. Это шутка, разумеется, но она очень похожа на истину. Кроме подсадных, ружья, боеприпасов и продовольствия, здешний охотник берет с собой в лодку примус, керосин, иногда фонарь, полушубок, валенки и многое, многое другое.
Нелегко дается местным энтузиастам и выращивание крикливых подсадных, отработка приемов и правил «сидячей» охоты. Еще недавно на озере запрещалось стрелять влет, так как утки охотно подсаживались к подсадным и отпугивать их от своего или чужого шалаша было неразумно. Стрельба по летящей дичи разрешалась только днем с подъезда, в непролазных тростниковых джунглях. Охота на озере Неро оставляла неизгладимый поэтический след в душе охотника. Стеной стояли непроходимые заросли тростника, дремали повитые туманом заводи с кувшинками на черной воде, тянулись пробитые лодками охотничьи «дороги». В вечерний или предрассветный час это раздолье наполнялось колдовским очарованием дикой, суетливой, неразгаданной жизни. Покрякивали утки в камышах, нежно пищали утята, изредка гнусавила цапля и бухала выпь, перекликались кулички и бекасы, вода кипела от разгулявшихся рыбьих стай. Ощущение Родины, щедрой и прекрасной, охватывало человека, делало его счастливым и гордым, помогало жить. И это приволье лежало в самом сердце России, в четырех часах езды от Москвы.
От былой прелести утиных охот на озере Неро, увы, теперь осталось лишь воспоминание. Здешние тростниковые джунгли исчезли, словно их никогда не было. Молчаливы заводи и протоки, не летают над ними пугливые кряквы и широконоски, не режут воздух молниеносные чирки. Охоты на озере Неро практически больше не существует. Пострелять тут можно, пожалуй, лишь в короткие дни осеннего пролета северной «черной» дичи.