Густопсовая и псовая борзые

 Дата публикации: 2 января 2011

Н. Н. Челищев, бывший владелец комплектной псовой охоты в Калужской губернии и после 1917 г. много поработавший по экспертизе борзых и гончих на советских выставках и полевых испытаниях, в книге «Русская борзая» (1929 г.) писал о состоянии русской псовой борзой в 19 столетии: «до шестидесятых годов 19 столетия существовали собственно две породы русских борзых: одна из них называлась густопсовой, а другая псовой. Отличие между ними заключалось не только в густоте псовины (шерсти), как можно заключить из их названия, но и во всем экстерьере и даже несколько во внутренних качествах.

Псовая борзаяПсовая борзая

Густопсовая борзая, кроме необычайной густоты и длины псовины, обладала огромным ростом - до 19 вершков (82 см) в наклоне (в плечах), широкой колодкой (станом), костистыми ногами, страшно развитыми мускулами на плечах, спине и особенно задних ногах (черные мяса) и вообще производила впечатление собаки массивной и как бы грузной, а сообразно с этим и голову имела более широкую с таким же широким, плотным, прямым и длинным щипцом, т. е. частью головы от глаз к вощку (носу). Глаз этих собак был всегда агатово-черный, огромный, навыкате, а ухо маленькое, угольником и постоянно державшееся конем в возбужденном состоянии, в спокойном же заложенное на затылке в виде ножниц.

Что касается второй породы, т. е. собак псовых борзых, то они обладали менее густой и длинной псовиной сравнительно с густопсовыми, отличались от них меньшим ростом и более легким костяком и ногами, также менее были богаты сообразно костью и мускулатурой. Головы псовых собак были узки и длинны, имели даже наклонность к острощипости (чрезмерной тонкости в конце щипца), с черными или темно-ореховыми глазами и с маленькими, посаженными на затылке ушами, которые, однако, при возбуждении редко ставились конем, а обыкновенно только подымались кверху, причем концы их заворачивались или вперед к голове, или в стороны, бывали и полувисячие.

Надо еще добавить, что обе эти породы отличались также постановом шеи. В то время, как у густопсовой шея была короткая и голова на ней посажена совершенно горизонтально, у псовой собаки более длинная шея изгибалась в виде отлогой дуги, и голова к ней была прикреплена соответственно этому погибу щипцом несколько вниз. Наконец, кроме перечисленных различий, густопсовая и псовая борзые были отличны друг от друга окрасом (цветом псовины). Густопсовые всегда были светлых окрасов, начиная от чисто-белого, псовые же преимущественно темных, кончая черным»

Трактовка «двух пород» Челищевым расходится с тем, как понимали их Л. П. Сабанеев и многие другие авторы, справедливо видевшие в некоторых охотах (псарнях) переход от русской псовой борзой к помесям в связи с неумеренным подливанием крови горской и крымской пород.

Изображение принадлежащего В. А. Шереметеву Подара с полувисячими  ушами и раздетого,  как прежде говорили, совершенно ясно указывает, что дело шло именно к помеси, если заводчик использовал в своей «охоте» крымскую и горскую породы нерасчетливо. Эти породы по экстерьеру были слишком далеки от псовой, чтобы использование таких производителей не вело к резкому изменению внешности русской псовой.