По мнению многих исследователей, ловчая собака является древнейшей среди пород, использующихся человеком на охоте, а может быть и вообще первой одомашненной им собакой. В настоящее время некоторые ученые самой древней породой борзых считают тезема - породу, культивировавшуюся как борзая в Египте. Происхождение тезема теряется в тысячелетиях и предположения на этот счет ограничиваются не имеющей твердых оснований гипотезой об одомашнивании и усовершенствовании древнейших собак-парий, полудиких, живших около человека, но не имевших хозяев.
История борзых
Барельефы и рисунки с изображениями теземов (и ручных гиен) встречаются в захоронениях египетских фараонов. Наряду с борзовидной, узкой мордой (щипцом) и характерно подобранным животом тезем имел и черты, резко отличающие его от современных пород борзых: большие стоячие уши и хвост, закрученный в крутое кольцо и закинутый на круп. Некоторые специалисты считают тезема предком всех современных пород борзых вплоть до дхолей Индии (о которых Р. Киплинг писал, как о диких) и эфиопских (абиссинских) каберу. Однако другие исследователи не согласны с этим. Формирование тезема как борзой собаки из парий некоторые ученые и зоологи (Аше-Супле и др.) допускают в порядке естественного отбора, который действовал в связи с уменьшением количества диких животных на территориях, освоенных человеком.
Для ловли зверей собакам-париям требовались все большая резвость и выносливость при погоне, а значит, и большая легкость сложения и более длинные ноги. В подтверждение своей гипотезы Аше-Супле приводит текст Д'Амелена (История приключений флибустьеров-пиратов), где сказано, что в 17 столетии грубые сторожевые собаки, брошенные на произвол судьбы, дали через несколько поколений легких и поджарых. Приводятся и другие примеры приобретения борзовидности среди бездомных одичавших собак.
Некоторые западные специалисты (Пьер Дюрель, Макс Хильцхаймер и др.) считают, что строение черепа тезема и бедро его, более длинное, чем берцовая кость, указывают на родство этой собаки с волком. Считая тезема исходным материалом для современных борзых, Аше-Супле видит в современной слюгги (арабская порода) соперника тезему по, так сказать, «первородству».
Насколько предположительно первенство тезема или слюгги, а также «корень», от которого пошли эти изначальные породы, видно из того, что и Аше-Супле, и Пьер Дюрель (исследователь слюгги), допуская их родство с волком, в то же время склонны утверждать, что борзая происходит не из волчьей семьи, и не из лисьей, и не из какой-нибудь еще собакообразной группы, а от уже оформившейся настоящей собаки. Вернее всего, полагают эти кинологи, борзая (тезем и слюгги) близка к собаке-парии, от которой отошла под влиянием эволюции.